Здание дома №13 по Большой Никитской известно всем меломанам.
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского.
Высочайшее соизволение на открытие московской консерватории последовало 24 декабря 1865 года.
Поначалу студенты занимались на квартире директора. Н. Г. Рубинштейн. И только через пару лет подобрали подходящее здание. На углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот
А 1871 году Московская консерватория переехала сюда. Сначала арендовала, а в 1878 году выкупила. За 185 тысяч рублей.
Тогда это была усадьба княгини Дашковой. Подельнице Екатерины II по громкому делу убийства законного государя- императора.
Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Автором был В.И. Баженов. Заказчица, якобы, постоянно вмешивалась в работу великого архитектора. Свои правки вносила. Имела право. Все-таки, Президент Российской академии наук.
В 1810 году здание унаследовал племянник, граф М.С. Воронцов. Племянник творение тетушки изменять не стал. К тому же, сам тут не часто бывал. То в Новороссии, то в Бессарабии, то на Кавказе.
И до 1890-х годов усадьба стояла в том виде, как ее Баженов с Дашковой построили.
Пока в 1889 году директором не стал В.И. Сафонов. Василий Ильич известным дирижером и пианистом. А.К. Глазунов называл его лучшим дирижёром современности. Сам консерваторию окончил (Петербургскую) с малой золотой медалью. В Москву его пригласил сам Чайковский. «В лице Вас Московская Консерватория сочла бы большим благополучием приобрести отличного преподавателя и притом природного русского».
«Природный русский», оказался, эффективным (без кавычек) менеджером.
- Тесновато здание- решил новый директор.
И действительно. Если в 1868-69 годах было 184 студента, то в 1893-94 – уже 430.
Сначала хотел построить новое здание напротив Большого театра. На месте знаменитого фонтана.
Городские власти не согласовали. Мол, квадригу и колонны Большого театра будет загораживать.
Тогда решил старое здание перестроить.
Ну как перестроить? Фактически старое снес. И построил заново.
От старого дома конца XVIII века, остался только фасад с полуротондой.
И пандусы. Для удобства подъезда экипажей.
Зато строили уже специально под консерваторию. Композитор Василенко писал: «В в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины — не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги — не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».
- А деньги откуда? Спросит читатель
- Директор московской консерватории… г. Сафонов известен в музыке тем, что он умеет извлекать удивительные аккорды из московских купцов- писал известный в то время журналист Влас Дорошевич.
Самый скупой московский купец Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Остальные- сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников- побольше. Даже император Александр III успел 400 000 рублей пожертвовать.
Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Орган для Малого зала подарил фабрикант Хлудов.
Вводили в эксплуатацию новое здание постепенно.
Первыми открылись винные подвалы с лавкой. Они в старом здании еще со времён графа М. С. Воронцов. Со своих крымских поместий вина держал.
В 1898 году начались занятия в новых классах. А открыли Малый зал. В 1901 году- Большой.
Торжественное открытие состоялось 7 (20) апреля 1901 г.
Вместо патриархальных флигелей Баженова- Дашковой теперь стоят монументальные корпуса.
В 1931 году Консерваторию переименовали в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона».
- Это композитор? - спросит читатель- Или пианист?
Пламенный революционер. Наверняка в детстве родители пытались его на скрипке играть. Ведь родился Феликс Яковлевич в еврейской купеческой семье. В Польше. Но еще в шестилетнем возрасте мечтал о другой судьбе. «Чтобы стать вождём повстанцев, драться за отчизну и освободить Польшу от «москалей» и «швабов».
После революции был секретарем ЦК КПУ, начальником Политуправления Украинской Красной Армии. Но потом карьера не задалась. Редактором «Мурзилки» был одно время.
А в конце 1920-х возглавил сектор искусств Наркомпроса. И назначил на должность директора консерватории другого пламенного революционера. Тоже поляка. Пшибышевского.
А тот, в отместку, и придумал такую новацию.
Через пару лет пламенных революционеров бросили на другие должности. И «Конская школа» вновь стала консерваторией.
Носить имя Чайковского консерватория стала с 1940 года.
А в 1954 году еще и памятник композитору поставили.
В 1918 году перед консерваторией им. Чайковского поставили памятник Римскому-Корсакову.
Простоял недолго. Разбили. За три дня до официального открытия. То ли революционные матросы. То ли недобитые юнкера.
Через год поставили памятник Бетховену. Сам развалился. Не выдержал природный немец русских морозов.
Памятник Чайковскому поручили В.И. Мухиной.
Скульптор украсила постамент пастушком с дудочкой.
Мол, прислушивается композитор к звукам земли русской.
- Вера Игнатьевна, что за намеки- возмутилась комиссия. Вспомнив о нетрадиционной ориентации Петра Ильича- Замените пастушка.
Лауреат пяти сталинских премий принесла другой вариант. Вместо пастушка- мужик в лаптях.
- Мы же сказали- никаких мужиков- опять возмутилась комиссия.
Короче, совсем запутали бедную женщину. Слегла. Сердце. Стенокардия. Не дожила до открытия памятника. А ведь еще совсем не старая была. Только- только 64 исполнилось. Вон, Церетели. В январе 80 отметил. А все еще полон творческих замыслов. Чем бы еще Москву украсить.
Так и остался постамент без всякого горельефа.
Когда вокруг памятника огромные очереди стояли. За билетиком.
Бывало, и я спрашивал: кто крайний?
Галина Вишневская так писала о консерваторской публике: «В отличие от Большого театра, на концертах в Большом зале консерватории встречаешь всегда одних и тех же людей – это москвичи. Одна половина их – в основном усталые интеллигентные женщины. Прямо с работы, не переодеваясь, порою с продуктовыми сумками в руках идут они на симфонические концерты или вокальные вечера. Чаще всего они одиноки, без семьи, и музыка в их жизни играет важнейшую роль. Другая же половина – профессионалы: инструменталисты, певцы, студенты и преподаватели консерватории, музыкальных школ, а также артисты разных оркестров».
Получается зря очередь занимал. Ведь к профессиональным инструменталистам, а тем более к усталым интеллигентным женщинам с продуктовыми сумками никак не могу себя отнести.
Вокруг памятника Чайковскому полукруглая ограда.
С нотами 6 самых известных произведений Петра Ильича. «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», Шестая симфонии, Первый квартет, Скрипичный концерт, романс «День ли царит…».
Якобы, студенты меняли ноты местами. Чтобы «Собачий Вальс» получился. И, мол, даже дирекции одно время пришлось специального сторожа нанимать. Обученного нотной грамоте.
В 1983 году к консерватории присоединили соседнее здание. Бывший Дом Колычевых.
Но про Дом Колычевых- в другой заметке.