Ребёнок идёт в первый класс, и это меняет жизнь всей семьи. Естественно, ребёнок страшится неизведанного. Родители переживают и за его оценки, и за социализацию, и за организацию быта. В итоге вся семья не радуется новому этапу жизни, а пребывает в тревожном состоянии. Родителям стоит в первую очередь поработать над своим состоянием, поскольку ребёнок эмоционально связан с ними и быстро перенимает тревожность. Это состояние негативно скажется и на учёбе, и на отношениях в коллективе, и на здоровье.
Дети и родители эмоционально связаны
Исследования показали, что между детьми и родителями существует прочная связь. Во время одного из научных экспериментов родителям показывали синюю лампочку и подавали лёгкий разряд тока. Потом показывали жёлтую, но током не били. Затем запись с реакцией родителей показывали детям и включали им те же лампочки. Ток при этом не подавали. Несмотря на то что дети не испытывали боли, потоотделение при виде синей лампочки у них увеличивалось. То есть дети реагировали на то, что доставило дискомфорт родителям. Выводы этого эксперимента дают нам понять, что тревожность, нервозность и страх перед школой передаются от родителей к детям.
При этом в норме родитель должен быть «зонтиком» для ребёнка: если последнему страшно, дискомфортно, то родитель должен успокоить, принять чувства, защитить, поддержать. Но никак не пребывать в состоянии, когда ему самому нужна помощь.
Итак, если чувство тревоги и страха вышло из-под контроля, то нужно с этим бороться. Если не получается самостоятельно — обратиться к специалисту. Это будет инвестицией в спокойную и правильную адаптацию ребёнка к школе.
Ошибки родителей во время адаптации ребёнка к школе
Первый класс можно назвать периодом адаптации ребёнка к школьной жизни в целом. Дети учатся соблюдать дисциплину, привыкают к учителю, урокам, домашнему заданию, кружкам, самостоятельности. В первом классе даже оценки не ставят. Но родители всё равно получают обратную связь от учителя, и многих это беспокоит, становится одним из факторов тревожности.
Чтобы не совершать ошибок, изучите неправильные, с точки зрения психологии, модели поведения родителей.
- Не следует воспринимать обратную связь от учителя как оценку ребёнка и родителей. Учителя могут давать оценку поведению, успеваемости, качествам ребёнка. Даже если вам говорят, что с ребёнком что-то не так, не нужно воспринимать это как катастрофу, как оценку собственной успешности или клеймо на ребёнке. Каждый человек и его путь уникальны. Если ваш ребёнок не укладывается в рамки школьных требований, это не значит, что он плохой. Не ругайте ребёнка, не требуйте от него невозможного. Если проблема серьёзная, узнайте мнение специалистов: нейропсихолога, психолога, невролога, психотерапевта, логопеда.
- Не нужно концентрироваться на неудачах. Тактика некоторых родителей — акцентировать внимание ребёнка на его неудачах и не замечать побед. Они думают, что это подхлестнёт мотивацию. На самом деле нет. Младший школьник уже в состоянии критически к себе относиться и анализировать, в чём он плох, в чём хорош. Мозг так устроен, что мы сами больше замечаем свои неудачи, чем достижения. Поверьте: ребёнок увидел свой промах и отметил его для себя. Если вы ещё раз на это обратите внимание, то ребёнок может потерять и веру в себя, и интерес ко всякой деятельности.
- Не нужно принижать успехи. Чтобы ребёнок не гордился своими победами и успехами, некоторые принижают значимость достижений. Но основа мотивации — удовольствие от проделанной работы и достигнутой цели. Если вы лишаете ребёнка этой радости, то он потеряет мотивацию, перестанет получать удовольствие от учёбы и будет постоянно искать одобрения.
Как помочь ребёнку стать успешным в школе?
Чтобы ребёнок рос успешным, родитель должен оказывать ему поддержку в любой ситуации.
- Покажите и объясните ребёнку, что любите его вне зависимости от ситуации. Не нужно программировать ребёнка на то, что его любят, только пока он умный и послушный. Родители любят ребёнка всяким: с двойками, синяками, слезами, капризами. Ребёнок для родителя всегда хороший, но иногда ведёт себя неправильно, делает ошибки.
- Уют дома. Применительно к учёбе уют — это не настольные лампы и коврики, а добрая эмоциональная атмосфера без осуждения, оценки, назиданий. Мотивацию к учёбе нужно создавать без насилия, физического и эмоционального.
- Поддержка. Задача родителя — быть родителем, человеком, который поддерживает. Не нужно подменять собой учителя и требовать пять решённых примеров вместо трёх, переписанное упражнение без единой помарки и тому подобное. Пусть ребёнок делает то, что задали ему в школе. Не нужно становиться и учеником вместо него, полностью взваливая на себя бремя учёбы: следить за расписанием, домашкой, вместе с ребёнком разбираться в задачах. Лучше научите его искать информацию и проверять её: покажите, какие сайты полезны для учёбы, какие справочники у вас есть дома, где находится библиотека.
- Не беспокойтесь об учёбе больше, чем ребёнок. Родители закончили школу много лет назад. Зачем проходить это ещё раз и переживать из-за двоек, бегать их исправлять, бороться за сплошные пятёрки? Пусть ребёнок получает то, что заслужил. Потом вместе с ним можно сделать выводы. Если вы будете включены в учёбу больше, чем ребёнок, возьмёте на себя всю заботу об оценках, то он просто «отпустит вожжи»: зачем переживать о том, о чём уже думают за него родители?