Большой доход семьям уральских казаков давала рыбная ловля на реке Урал. В Российской империи заниматься рыболовством на этой реке разрешалось только уральским казакам. Да и у них не все допускались к общественному рыболовству. Илецкие казаки в Уральском казачьем войске со времён императрицы Екатерины II считались «бунтовщиками». Именно илецкие казаки поддержали Емельяна Пугачёва. С тех пор они неоднократно подавали прошения в Сенат, указывая на свои заслуги в защите Отечества, просили допустить их до общественного рыболовства. Разрешение от Сената на допуск к общественному рыболовству они получили лишь в 1912 году. Однако вернёмся к рыбалке.
Зимняя рыбалка у казаков называлась «багрение». Места для багрения выбирались опытными старейшинами. По приметам, они находили места, где рыба залегла на зиму, их звали «ятовь». Багрение все станицы Уральского казачьего войска начинали в один день, по приказу войскового начальства. Со всех станиц съезжались казаки к реке Урал, и с баграми выходили на лёд. Одеты они в стёганные ватные куртки, заправленные в холщёвые штаны, не пропускающие воду. Жизнь уральских казаков красочно описывается в книгах Евгения Горохова «Хроника кровавого века. Замятня» и «Хроника кровавого века-2. Перед взрывом». В них повествуется о жизни семьи уральских казаков Балакиревых на фоне бурных событий ХХ века. Скачать книгу можно на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
Ну а мы дорогой читатель вернёмся к рыбалке в землях Уральского казачьего войска.
Казак, выйдя на лёд, в одной руке держал острую лопатку для пробивания льда – «пешню». В другой руке у него багор. На середину реки выходи «атаман» и по его сигналу начинается рыбалка. Первый день багрения называется «презентским». Рыба и чёрная икра от первого улова предназначается царскому двору. Другое название этого дня: «Царский кус». После окончания рыбалки, в станицах собирался «царский поезд» из уважаемых казаков. Они везли рыбу в Петербург ко двору государя-императора. Но вернёмся к рыбалке.
Все остальные дни казаки багрят для себя. На берегу ожидают купцы. Белуга шла по двести рублей, осётр по семьдесят пять. Но рыба доставалась не всем купцам, потому между ними была большая конкуренция. После окончания рыбалки, казаки в своих станицах закатывали пир. Пели песни восхваляющие реку:
«Яик ты наш Яикушка,
Яик, сын Горынович,
Про тебя ли, про Яикушку,
Идёт слава добрая».
Казачье сословие в Российской империи единственное из всех не платило налогов. Взамен казаки несли воинскую повинность почти всю жизнь. О службе уральских казаков расскажу в следующей статье.