Какими великие княжны были на самом деле? На этот вопрос могут ответить лишь те, кто знал их лично. Сегодня мы хотим познакомить вас с фрагментами писем и воспоминаний приближенных царской семьи. Как шутили, веселились и грустили девочки? Что любили и с кем общались? Об этом в нашей статье
Большинство воспоминаний, представленных ниже, написаны на французском и английском языках. Поэтому, переводя их, в нескольких случаях мы позволили себе заменить буквальный перевод художественным, чтобы более точно передать мысль рассказчика.
Ольга
Она была вспыльчивой, но не терпела обид. У нее было сердце отца, но не хватало его постоянства. У нее были суровые манеры. Она была хорошо образованной и зрелой интеллектуально. В ней чувствовалась "добрая русская барышня", которая любила уединение, читала стихи, была непрактична и не любила заниматься повседневными делами. Она была очень музыкальна и любила импровизировать на фортепиано. Прямолинейная и искренняя, она не умела скрывать свои чувства и, очевидно, была ближе к отцу, чем к матери.
Сидни Гиббс
Недавно княжна Ольга читала несколько небольших рассказов из английской истории: она прочитала о том, как англичане отрубили голову валлийскому принцу Ллевеллину и отправили ее в Лондон. Ольга была ужасно потрясена и перечитала рассказ еще раз. Она воскликнула: “Хорошо, что он умер до того, как ему отрубили голову; если бы он был жив, ему было бы очень больно”. Я сказала, что в прошлом люди не всегда были добрыми и иногда отрубали головы еще живым людям. Позже она прочитала о том, как это происходило. Ольга сказала: “Что ж, я действительно думаю, что сейчас люди стали намного лучше, чем были раньше. Я очень рада, что живу сейчас, когда люди так добры".
Маргарет Игер
Великие княгини Ольга и Татьяна Николаевны любили слушать рассказы. Однажды Татьяна рассказала Ольге историю, конец которой был таков: "Итак, моя маленькая девочка и моя племянница пошли в лес, и большой волк съел мою маленькую девочку, и она попала на небеса". Ольга пришла в ужас от такой теологии. "О нет! - воскликнула она. - она не могла попасть на небеса, потому что волк съел ее, а Бог не позволяет волкам попасть на небеса. Она говорит о дереве внутри волка". Другой ребенок спокойно воспринял это замечательное исправление.
Маргарет Игар
Однажды утром, когда я закончила приводить себя в порядок, в мою комнату вбежали Ольга и Татьяна. На них были только панталоны и блузки, щеки их горели, и они задыхались от смеха, который мешал им говорить. Затем Ольга объяснила, что, когда они одевались, Татьяна сорвала с нее юбку. Разозлившись, она побежала за сестрой, которая не придумала ничего лучшего, как спрятаться в учебной комнате. В этот момент там был Жиль (Пьер Жильяр), готовившийся к уроку французского.
Я в ужасе посмотрела на них:
- И вы там были в таком виде?
- Да… Жиль покраснел, быстро встал и вышел из комнаты!”
Признаюсь, я не удержалась и рассмеялся вместе с ними. Время от времени я пересекалась с Пьером Жильяром. Мы приветливо здоровались, но его строгий и торжественный вид всегда меня смущал. Поэтому такая ситуация могла меня только рассмешить.
Александра Теглева
Незадолго до Рождества Ольга и Татьяна попросили у матери разрешения самим отправиться за покупками. После некоторых колебаний императрица дала разрешение, но при условии, что их будут сопровождать я и телохранитель.
Придя в магазин, девушки, возбужденные и опьяненные совершенно новой для них свободой, решили спрятаться от телохранителя. Я изо всех сил старалась отговорить их, но они воспользовались моментом его невнимательности, отвели меня в отдел женского нижнего белья и заставили спрятаться вместе с ними.
Несчастный телохранитель тревожно озирался по сторонам, потеряв голову, что очень развеселило девушек. Шутка удалась, но я не забыла о своих обязанностях. Я вышла и подала ему знак. Он подошел к нам совершенно смущенный. Этот инцидент остался в секрете, чтобы в следующий раз нам не запрещали выходить на улицу в одиночку.
Александра Теглева
Татьяна
Она была совершенно бескорыстной, всегда готовой отказаться от своих собственных планов, чтобы пойти погулять с отцом, почитать маме, сделать все, что им захочется. Именно Татьяна Николаевна заботилась о малышах и была постоянной помощницей по хозяйству, всегда готовая помочь им в том, чтобы их официальные обязанности не мешали их личным занятиям. Она обладала практичным умом императрицы и любовью к мелочам. Она все спланировала и обустроила в "Детской комнате", как ее называли. У нее был менее сильный характер, чем у Ольги Николаевны, чьему примеру она всегда следовала, но в критической ситуации она могла принять решение быстрее, чем ее старшая сестра, и никогда не теряла головы.
Софи Буксхевден
Она великая княжна с головы до ног, такая аристократичная и царственная. Ее лицо бледно-матовое, и только щеки слегка порозовели, как будто розовый атлас пытается вырваться из-под кожи. Ее профиль безупречно красив, словно высечен из мрамора великим художником. Она смеется реже, чем ее сестры. На бледных чертах ее лица видны следы глубоких раздумий, а иногда даже грусти. Я без слов чувствую, что она особенная, непохожая на своих сестер. Я чувствую, что ее мир — это совершенно уединенный и неповторимый мир.
София Офросимова
Татьяна Николаевна, на мой взгляд, была красивее своих сестер. Она была выше даже императрицы, но такая хрупкая и пропорционально сложенная, что ее большой рост не вызывал удивления. У нее были тонкие, правильные черты лица, напоминавшие изображения ее предков, которые были знаменитыми красавицами. У нее были темные волосы, довольно бледный цвет лица и широко расставленные светло-карие глаза, придававшие ей поэтический, отстраненный вид, что не совсем соответствовало ее характеру. В ней сочетались точность, основательность и настойчивость, а также склонность к поэтическим и абстрактным идеям. Она была ближе всего к своей матери и определенно нравилась обоим родителям. Она была совершенно бескорыстной, всегда готовой отказаться от своих собственных планов, чтобы пойти погулять с отцом, почитать маме, сделать все, что от нее хотели. Именно
Татьяна Николаевна заботилась о малышах и была постоянной помощницей по хозяйству, всегда готовая помочь им в том, чтобы их официальные обязанности не мешали их личным занятиям. Она обладала практичным умом императрицы и любовью к деталям. Она все планировала и устраивала в "Детской комнате", как ее называли. У нее был менее сильный характер, чем у Ольги Николаевны, за которой она всегда следовала, но в критической ситуации она могла принять решение быстрее, чем ее старшая сестра, и никогда не теряла головы.
Когда заболел ее брат, Татьяна Николаевна могла заменить свою мать, следуя указаниям врача, и часами играть с больным мальчиком. Из чувства общественного долга она часто появлялась на публике. Она была застенчивой, как и все ее сестры, но ее природное дружелюбие вызывало у нее желание говорить дружеские слова другим людям. Она стала гораздо более известной, чем ее более умная старшая сестра, поскольку больше заботилась о людях, с которыми встречалась.
Татьяна Николаевна любила одеваться. Любое платье, каким бы старым оно ни было, шло ей к лицу. Она умела одеваться, вызывала восхищение и любила, когда ею восхищались. Она была общительной, и друзья были бы ей рады, но ни одну молодую девушку никогда не приглашали во Дворец.
Софи Буксхевден
Мария
Когда я впервые познакомилась с великой княжной Марией, она была совсем ребенком, но во время революции она стала очень привязана ко мне, а я к ней, и мы проводили большую часть нашего времени вместе. Она была замечательной девушкой, обладавшей огромной сдержанностью, и я никогда не осознавала ее бескорыстной натуры до тех ужасных дней. Она тоже была необыкновенно светлой, наделенной классической красотой Романовых; у нее были темно-синие глаза, обрамленные длинными ресницами, и густые темно-каштановые волосы. Мария была пухленькой, и императрица часто поддразнивала ее по этому поводу; она не была такой жизнерадостной, как ее сестры, но обладала гораздо более решительным мировоззрением. Великая княжна Мария всегда понимала, чего она хочет и почему она этого хочет.
Лили Ден
В Петергофе, в жаркую июньскую погоду, родилась маленькая великая княжна Мария. Я часто думаю, что она родилась хорошей, без малейших следов первородного греха. Великий князь Владимир называл ее “Милой крошкой”, потому что она всегда была такой доброй, улыбчивой и веселой. Она очень милый ребенок, с большими темно-синими глазами и тонкими ровными темными бровями, характерными для семьи Романовых. Недавно, говоря об этой девочке, один джентльмен сказал, что у нее лицо одного из ангелов Боттичелли. Но какой бы доброй и добродушной она ни была, она также очень человечна, как покажут следующие истории.
Когда она была совсем маленькой, то однажды оказалась со своей сестрой в будуаре императрицы, где император и императрица пили чай. У императрицы были крошечные вафли со вкусом ванили под названием "библихен", которые особенно нравились детям, но им не разрешалось просить что-либо с чайного стола. Императрица послала за мной, и когда я спустилась, маленькая Мари стояла посреди комнаты, ее глаза были полны слез, и она что-то торопливо проглатывала. “Вот! Я все съела, - сказала она, - теперь ты этого не получишь.” Я была по-настоящему шокирована и сразу предложила лечь в постель в качестве подходящего наказания. Императрица сказала: “Очень хорошо, забирайте ее”, но вмешался император и попросил, чтобы ей разрешили остаться, сказав: ”Я всегда боялась, что у нее вырастут крылья, и я рада видеть, что она всего лишь человеческое дитя".
Ее постоянно ставили в пример старшим сестрам. Они объявили, что она им сводная сестра. Напрасно я указывал, что во всех сказках именно старшие сестры были сводными сестрами, а третья была настоящей сестрой. Они не захотели слушать и не допускали ее участвовать в своих кукольных спектаклях. Я предупредила их, что они не должны ждать, что она долго будет терпеть такое обращение, и что когда-нибудь они будут наказаны.
Однажды они соорудили домик со стульями в одном конце детской и запретили туда входить бедной Мари, сказав ей, что она может быть только лакеем, и что ей следует оставаться снаружи. Я соорудила еще один домик в другом конце комнаты для малышки Анастасии, которой тогда было несколько месяцев, и для Мари, но ее взгляд все время устремлялся в другой конец комнаты, где шла увлекательная игра.
Внезапно она пересекла комнату, ворвалась в дом, дала каждой сестре по пощечине, выбежала в соседнюю комнату и вернулась, одетая в кукольный плащ и шляпку, с руками, полными маленьких игрушек. “Я не буду лакеем, я буду доброй тетей, которая приносит подарки”, - сказала она. Затем она раздала подарки, поцеловала своих “племянниц” и села. Сестры смущенно переводили взгляд друг с друга, а затем Татьяна сказала: “Мы были слишком жестоки к бедной маленькой Мари, и она действительно не могла удержаться, чтобы не избить нас”. Они усвоили урок - с этого часа они начали уважать ее права в семье.
Маргарет Игер
Конечно, Марии Николаевне и Анастасии Николаевне писать труднее, но все-таки передайте им мой привет и мое нетерпеливое ожидание от них письма. Особенно от Марии Николаевны, от которой я еще не получил ни строчки. А пока мне интересно, правда ли это: она забыла меня и не хочет писать, потому что ей не разрешают писать левой рукой, а правая не может писать. Передайте Марии Николаевне, что пять дней назад мне приснился про нее сон и указательный палец и мизинец на ее правой руке были забинтованы. Как интересно устроен человечески мозг! Днем я ломаю голову, почему она не пишет, а во сне вижу причину, о которой даже не думал, потому что точно знаю из ваших писем, что вы все, слава Богу, здоровы."
Петр Васильевич Петров в письме Ольге Николаевне
Анастасия
Непосредственность и абсолютная простота были самыми характерными качествами Анастасии Николаевны. В детстве она была очень озорной, сразу замечала комические черты в характерах людей и впоследствии очень умело им подражала, так что это было невероятно забавно. ... Я никогда не замечал в ней ни малейшего намека на слащавость или мечтательную меланхолию, даже в том возрасте, когда девочки становятся жертвами подобных наклонностей. Она была главным бесенком в доме, и самые мрачные лица всегда оживлялись в ее присутствии, потому что невозможно было устоять перед ее шутками и глупостями. Она была очень буйной, а иногда и чересчур темпераментной. Каждому порыву, каждому новому ощущению она немедленно отдавалась в полной мере; она была полна жизни и воодушевления. Даже в шестнадцать лет она все еще вела себя как упрямый жеребенок, сбежавший от своего хозяина.
Сидни Гиббс
Мы уже готовим материал "Воспоминания о Романовых: Елизавета Федоровна и императрица Александра"
____________
Каждый раз, когда мы думаем, что знаем буквально все о о жизни последних Романовых, всплывают новые ошеломляющие факты, заставляющие нас по-другому взглянуть на их историю. Вот и теперь, готовя для вас материал цикла "Проклятые короли", мы с удивлением обнаружили, что мачехой Александры Федоровны, тогда еще принцессы Аликс, могла стать... ее любимая тетя Беатрис! Подробности этой невероятной истории в нашем материале.