Найти в Дзене
Lace Wars

Любопытные факты о "Великолепном веке": что осталось за кадром?

Возрождение интереса к османской истории

Телесериал "Великолепный век" произвел настоящий фурор не только в Турции, но и далеко за ее пределами. Эта историческая драма о жизни султана Сулеймана и его возлюбленной Роксоланы настолько захватила зрителей, что вызвала волну интереса к османской культуре и истории.

Удивительно, но популярность сериала привела к возрождению давно забытых произведений искусства. Например, балет "Хюррем Султан", впервые поставленный в Анкаре в 1977 году, вновь вернулся на стамбульскую сцену спустя более 30 лет. Это явление демонстрирует, как современная интерпретация исторических событий может вдохнуть новую жизнь в классические произведения.

Интересно, что до выхода "Великолепного века" попытки экранизировать историю Роксоланы не имели большого успеха. Так, мини-сериал "Хюррем султан", снятый в 2003 году, не вызвал особого энтузиазма у турецкой публики. Однако новая версия истории буквально перевернула представления зрителей о султанской эпохе.

Роскошь и блеск: ювелирное искусство в сериале и за его пределами

Одним из ключевых элементов, привлекающих внимание зрителей "Великолепного века", являются роскошные украшения. Примечательно, что все драгоценности, используемые в сериале, - подлинные. Это не просто дань исторической достоверности, но и отражение глубоких традиций турецкого ювелирного искусства.

История создания украшений в Турции насчитывает тысячелетия. К эпохе правления Сулеймана Великолепного ювелирные изделия стали неотъемлемой частью образа каждой османской женщины. Они украшали волосы, лоб, руки, ноги, талию и шею, демонстрируя не только красоту, но и социальный статус владелицы.

Для создания украшений к сериалу была привлечена компания Boybeyi, крупнейший турецкий производитель ювелирных изделий, существующий с 1881 года. Пять мастеров-ювелиров в течение трех месяцев тщательно изучали исторические материалы, чтобы воссоздать аутентичные украшения эпохи. Результат их работы поистине впечатляет своим великолепием и исторической точностью.

Успех сериала вдохновил и другие ювелирные компании. Так, Altinbas выпустила специальную коллекцию "Muhteşem Yüzyıl", вдохновленную "Великолепным веком". В нее вошли изделия из серебра и золота с яркими драгоценными камнями, среди которых можно найти копии украшений, носимых героинями сериала, включая знаменитое изумрудное кольцо Хюррем.

Исторические неточности: где правда, а где вымысел?

Несмотря на впечатляющую работу над костюмами и украшениями, "Великолепный век" не избежал исторических неточностей. Некоторые из них вызваны стремлением создателей сделать сериал более привлекательным для современного зрителя, другие - результат творческой интерпретации исторических событий.

Одним из наиболее заметных анахронизмов являются костюмы героев. Штаны, которые носит Сулейман в сериале, на самом деле вошли в моду только в 1800 году при султане Махмуде II. Женская одежда также не соответствует эпохе и больше напоминает французскую моду XIX века. В реальности наложницы в турецких гаремах XVI века ходили полуобнаженными и носили шаровары.

Возраст актеров также не соответствует историческим фактам. Сулейману на момент восшествия на престол было 25-26 лет, в то время как актеру, исполняющему его роль, на момент начала съемок был 41 год. Роксолана, родившаяся в 1506 году, попала в гарем в 14-15 лет, но актрисе, играющей ее, было 27 лет когда начались съемки.

Некоторые исторические события также искажены в угоду драматургии. Например, в сериале новые девушки могли встретиться с султаном практически сразу после прибытия в гарем, тогда как в действительности им требовалось пройти два-три года обучения, прежде чем они могли предстать перед правителем.

Церемониальные и политические искажения

Создатели сериала допустили ряд неточностей в изображении церемоний и политических процессов Османской империи. Например, коронация султана в сериале проводится во дворце Топкапы, в то время как исторически эта церемония проходила в старом султанском дворце.

Серьезным отступлением от исторической правды является изображение заседаний Дивана - высшего совещательного органа при султане. В сериале на этих собраниях ведутся оживленные дискуссии, однако в реальности право голоса на заседаниях Дивана имел только султан.

Интересный факт касается этикета ношения головных уборов. В сериале хранитель покоев появляется без головного убора в гареме, что было бы недопустимо в реальности XVI века. Мужчинам того времени строго запрещалось появляться перед женщинами с непокрытой головой.

Еще одно любопытное расхождение с историей касается военных традиций. В одном из эпизодов после победы султана турецкая армия производит залп из 121 орудия. Однако такой традиции у османов не существовало ни в XVI веке, ни позже.

Вымышленные персонажи и искаженные биографии

Создатели сериала ввели в повествование ряд вымышленных персонажей и значительно изменили биографии некоторых исторических личностей. Например, принцесса Изабелла, представленная в сериале как юная незамужняя особа, на самом деле была королевой Испании и Португалии, жившей задолго до эпохи Сулеймана Великолепного. В реальности Изабелла была связана с открытием Америки Колумбом в 1492 году, что делает ее появление в сериале о событиях XVI века полностью анахроничным.

Интересна и трансформация образа Насуха Эфенди. В сериале он показан как странствующий художник, в то время как исторический Насух был выдающимся ученым, владевшим множеством языков, талантливым оружейником и воином. Хотя он действительно обладал художественным талантом и создавал эскизы Стамбула, его роль в истории была гораздо значительнее, чем это показано в "Великолепном веке". Важно отметить, что в реальности Насух встретился с Сулейманом в Манисе, а не в столице, как это показано в сериале.

Некоторые исторические детали также были изменены. Например, в сериале Джафера Пашу казнят мечом, хотя в реальности смертные приговоры в Османской империи обычно приводились в исполнение удушением шелковым шнуром. Подобные неточности, хотя и кажутся незначительными, могут создавать искаженное представление об исторических реалиях.

Несмотря на эти расхождения с историческими фактами, "Великолепный век" остается одним из самых популярных и обсуждаемых сериалов последних лет. Его успех не только возродил интерес к османской истории, но и породил новые тенденции в моде и ювелирном искусстве. Так, Эрхан Джан Картал, сыгравший роль шехзаде Баязида, был признан самым красивым ребенком-моделью мира в 2013 году, что лишний раз подчеркивает влияние сериала на современную культуру.

В заключение стоит отметить, что, несмотря на исторические неточности, "Великолепный век" сумел captivate миллионы зрителей по всему миру, пробудив интерес к богатой истории и культуре Османской империи. Это еще раз доказывает, что искусство, даже не всегда строго следуя историческим фактам, может служить мощным инструментом для популяризации истории и культурного наследия.