Нас восхищает и завораживает величие ушедших исторических эпох – рыцарские Средние века, просвещенная Античность, ужасные динозавры, джунгли и топи каменноугольного периода. Тогда, конечно, все было по-другому, гораздо интереснее, трава зеленее и выше, атмосфера здоровее... Хотя, строго говоря, растений, которые мы привыкли называть травой (то есть злаков), тогда еще не существовало. Зато доля кислорода в воздухе достигала аж 35 %, а леса образовывали растения тех групп, которые мы действительно привыкли видеть представленными травянистыми жизненными формами. Те же древовидные папоротники, например. Так вот сегодня #КнигаРастений расскажет об одном из этих замечательных товарищей, родство которого вы вполне могли бы угадать, столкнувшись с ним в путешествии во времени.
Представьте себе: стволы толщиной до метра и высотой до 30-50 м, покрытые вертикальными правильными ложбинками и ребрами (которые соответствуют пучкам проводящей ткани внутри). Эти стволы будто составлены из отдельных сегментов, а внутри полые, разделенные перегородками, в соответствии с внешним делением. Ветви располагаются строго в мутовках, то есть на одной и той же высоте от стебля отходят симметрично правильные, как лучи, побеги. Листья редуцированные, игольчатые, тоже в мутовках, до 25 штук в одном таком «венчике». В качестве органов размножения – спороносные конусовидные структуры, а под землей – огромные корневища, такие же сегментированные, как и побеги, и позволяющие захватывать и удерживать новые территории. На корневищах формируются новые побеги на удалении от материнского, и, даже если один ствол погибает, на смену ему приходит множество других, так что сам организм продолжает жить и спороносить. А теперь уменьшите полученную картину до высоты привычных нам трав и попробуйте угадать, чей же родич нам повстречался.
Верно, это представитель хвощеобразных. Общий план их строения не сильно изменился с тех пор, поэтому Каламиты – род древесных растений порядка Хвощеобразные, существовавший в каменноугольном периоде, а также в пермском, – были бы для нас вполне узнаваемы. Этакий хвощ, скрещенный с елкой: и размер, и наличие более-менее выраженной олиственности (не совсем хвойной, но тоже очень мелкой), и стробилы (спороносные структуры) на шишки похожи (и расположены не так, как у современных хвощей). Однако и других особенностей, помимо размера, у них было достаточно. Например, будучи древесными растениями, они и росли иначе. Травянистым растениям нет смысла сильно увеличивать толщину стебля и перестраивать ткани внутри него, они вполне обходятся образовательными тканями на верхушках побегов
Но метровый ствол уже просто так не построишь – придется наращивать толщину постепенно. А значит, нужна вторичная образовательная ткань, которая будет давать новые ткани по всему стеблю во все стороны одновременно. Такая образовательная ткань называется камбий, и она производит новые элементы проводящей системы у всех настоящих древесных растений. Однако каламиты тут отличились и от собратьев по жизненной форме: если у привычных нам деревьев новые ткани образуются как вовнутрь от камбия, так и наружу, то у каламитов был в наличии только первый пункт. Что не помешало добиться им эволюционного успеха в свое время и внести свой вклад – довольно значительный – в снабжение грядущих поколений человечества ископаемым топливом.
Напоследок скажем, что на самом деле изначально название «каламиты» относилось... исключительно к ископаемым слепкам внутренней полости стволов этих растений. Главное – не перепутать их с самими стволами и, оценивая размер, прикидывать, что снаружи располагалась еще сама древесина, в несколько раз толще этой полости. Дело в том, что, когда палеонтологам удается что-то откопать, далеко не сразу они могут собрать разрозненные части растения в единое целое, ведь в разных условиях сохраняются лучше разные его части. А чтобы не оставлять находки без названия, им дают такие же латинские обозначения, как независимым видам. Вот и получается, что Arthropitys – это стебли, Astromyelon – это корневища, листва описана в двух родах Annularia и Asterophylites, а сами Calamites – это вроде и не растение вовсе. Огромные полностью окаменевшие стволы каламитов найдены в немецком городке Хемниц. В результате древнего извержения вулкана лес целиком накрыло пеплом, что теперь позволяет ученым в деталях реконструировать эту древнюю экосистему. Остатки былого великолепия можно увидеть в городском музее естественной истории. А в историческое время местная горная порода, содержащая ископаемые останки, ценилась как декоративный материал – уже в XVI веке они были описаны минерологом Возрождения Георгием Агриколой, пусть он еще и не мог себе представить их реального происхождения.
Применив чуточку фантазии, лежа в зарослях хвощей, вы вполне можете побывать даже в столь отдаленной эпохе и представить ее в красках. Надеемся, на этом наши путешествия не заканчиваются. До новых встреч!