Расскажу о месте которое на днях произвело на меня сильное впечатление. Воздух там пропитан страхом и одиночеством.
Реабилитационный центр для детей и подростков, это небольшое двухэтажное здание (с большим подвалом) в окружении соснового леса, с решетками на окнах, раскрашенными стенами и высоким забором по периметру.
Там содержатся «трудные дети и подростки» с «девиантным поведением и различными формами аддикций». Программа их содержания разработана по науке, наркологи, психологи, медсестры, воспитатели - все эти взрослые люди непрестанно, 24/7 следят за тем, что бы правила программы и центра были соблюдены. Есть «пост» на котором ведется видеотрансляция со всех точек центра, в центре нет мест которое не было бы оборудовано камерами, каждая минута жизни резидентов под пристальным контролем.
Родители помещают туда своих детей на «лечение и исправление» из любви к ним (и это действительно такая форма любви) и за совсем не маленькие деньги, которые теперь можно спокойно зарабатывать, пока их детей там «подправляют». Дети же как выразился один сотрудник центра - «тут добровольно-принудительно, но без насилия конечно».
В Центре строгий распорядок дня, бальная система штрафов и вознаграждений, прогулки на балконе два раза в день по 10 минут, пока каникулы (естественно) и нет учебных занятий и нет свободного времени, занятия расписаны по часам. Звонки родителям разрешены, один раз вечером и строго на три минуты. Мои глупые вопросы о том, а если например, не хочется спать в тихий час или есть в определенное время, смотреть фильм тогда, когда нет настроения, сотрудник центра встречал с искренним удивлением. «Нет тут такого, это в их интересах, быстрее выйдут, если будут соблюдать правила. Одна девочка тут прожила год» (с).
В выходные к ним могут приезжать родители и через стол передачи, привозить заказанные продукты, которые разрешены правилами. Если «резидент» уже на второй ступени, то может час под присмотром воспитателя общаться с родителями в холле, если на третьей, то выйти с ним на прогулку за территорию центра, но в другие дни правила для всех едины и должны соблюдаться.
Родители заключают договор с центром на прохождение их детьми трех ступеней «лечения и исправления», время прохождения зависит от ребенка, есть количество дней «от», но «до» не определено договором. «А может родитель забрать ребенка раньше, чем закончатся все ступени?» - спросила я у главного врача центра и его же учредителя. «Ну конечно, мы делаем все, что бы таких инцидентов не было, родители сами проходят терапию и понимают насколько важно их детям находиться тут до завершения программы».
И вот тут у меня возникли очень большие сомнения.
Дети рождаются у своих родителей и требуют большого внимания. Это внимание заключается не только в закрытии социально-бытовых нужд ребенка, неотъемлемая часть внимания сосредоточена в энергетическом внимании, смотреть и видеть. Смотреть на ребенка, порой бывает сложно. Вот он ребенок, с его желаниями, с его характером, с его особенностями. А мама хочет видеть в нем «не такого как его отец», или же мама и папа хотят «сына футболиста» и смотрят на него через это. Бывает так, что на ребенка смотрят через собственную маму, т.е. вот я буду «не такой плохой мамой», вот я дам ребенку, то что мне не дали, но в чем тогда была невыносимая нужда. И такой вот не увиденный ребенок сперва «не огорчает» родителей, берет в руки скрипку, ходит на танцы, лепит, рисует, а в какой-то момент, обычно это и происходит в переходном возрасте, в момент поиска своей идентичности, вопросов - «а я то кто», помимо того, что «мамина радость», начинает проявлять себя «по-разному», что бы мама его увидела, что бы сверстники заметили, что бы он «собрал своего себя» и мог предъявить миру. Ему сложно и этот возраст действительно трудный, но трудный он в первую очередь для ребенка, так как он сам еще имеет мало представлений о себе самом, а вокруг него разворачивается не слабое такое давление.
Учителя хотят видеть его, послушным учеником, родители отличником и музыкантом, бабушка помощником по ее огороду, компания друзей - «реальным пацаном с понятиями», а первая любовь чутким романтиком. И это сложно, это действительно сложно когда ты сам не до конца понимаешь, кто же ты есть и чего в действительности хочешь. И вот ребят шатает, сильно и по-разному, кто-то из них скрывается в виртуальных мирах, кто-то пробует алкоголь и наркотики, уходя от реальности и давления. Кто-то собирает в себе все, что может и предъявляет это родителям, в надежде что они его увидят, обратят внимание на него и тем самым дадут сил (энергии, возможности) и поддержки разобраться в себе самом.
Но, иногда родители не справляются, не могут они видеть собственных детей такими, такие они становятся «не удобными», или не входящими в их собственные планы.
Как правило в этом месте, с отсутствием сил у родителей, прямо пропорционально возрастает их давление на детей, «усиливаются меры», сдают нервы и сдаются дети - на «лечение и исправление».
Автор: Пройдисвет Татьяна Валерьевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru