Официально считается, что князь Владимир посватался к дочери полоцкого князя Рогволода - Рогнеде. А она ему не вежливо отказала.
Норманисты считают, что такие имена, как Рогнеда, так и Рогволод - скандинавские.
Так, по их мнению, Рогнеда - это Рагнхейзер названа "в честь богов", а Рогволод - Рагнвальд. Они, согласно летописи, пришли из-за моря, и поэтому норманисты посчитали их варягами и скандинавами. Ведь для них все варяги это непременно скандинавы.
А вот, например, такой отечественный историк-норманист 19 века М. Погодин считал Рогнеду гордой и страстной, как он написал, "истой норманкой".
Исследователь Л.П. Грот в своей монографии "Полоцкий князь Рогволод с острова Рюген" решила разобрать с помощью комментаторов происхождение и значение имен полоцкого князя и его дочери с точки зрения древнеславянского языка.
По мысли Грот, которую она восприняла у одного из своих комментаторов:
"Рог – понятный корень; Волод – также понятен…".
Как отметил один из комментаторов и читателей Грот, недопустимо имя Рогволод отождествлять как "владеющий рогом", потому как разве может нормальный отец так назвать свое чадо.
Л. Грот считает, что необходимо отличать варягов, от викингов, а викингов от норманнов, а норманнов от "скандинавов". Норманисты считают, что "Заморье" откуда пришел Рогволод, - это обязательно Скандия или "Средняя Швеция". Такая точка зрения у норманистов сложилась под влиянием "величайшей" мысли Рудбека, которую он высказал так:
"В старых летописях рассказывается, что своими первыми королями русские считают тех, кто пришел с (острова) Варгён, а Варгён находился по другую сторону Балтийского моря, из чего ясно, что это была Швеция".
Интересно, что за такие старые летописи имел в виду этот Рудбек?
Рудбек, по мысли Грот, считал, что достаточно выйти на берег моря, и взглянув в бескрайнюю морскую стихию, увидеть именно Швецию. Обязательно Швецию. Если увидишь не Швецию, то это уже будет не "Заморье". Только Швецию. Впрочем, в своей "Атлантиде" Рудбек "обнаружил" в Швеции не только гипербореев. Как оказалось, Швеция в древности называлась Варгёной, то есть островом Волков.
Но выяснилось, что Рудбек пытался всех надуть. Термин "заморье" применялся не только к Варяжскому морю, но, в частности, к Русскому морю. Так, в Лаврентьевской летописи сказано о пленении Олега Святославича: "а Олга емше козаре и поточиша и за море Цесарюграду".
Это обнаружил исследователь В.В.Фомин. Так же он отмечает, что под 1226-м годом есть упоминание за море: "тое же зимы Ярослав, сын Всеволожь, ходи из Новагорода за море на емь".
Упоминание такого оборота речи, как "за море" имеется и в других летописях под поздними годами. И это вовсе не означало, что надо было идти на судах именно в Швецию.
Л. Грот отмечает, что летописное выражение "за море" имеет отношение к землям варягов-варинов, находящимся на южном берегу Балтики. Исследователь считает, что в принципе Полоцк от южнобалтийского побережья морем не отделен. В те края можно добраться и по суше. А вот нынешний остров Руян (Рюген) как раз отделен от Полоцка морем.
Грот считает, что "многое говорит за то, что "заморьем", откуда прибыл Рогволод, был как раз Рюген".
Она также отмечает, что имена Рогволод и Рогнеда имеют древнеславянский смысл. Выражение "Владеющий рогом" в древние времена означало нечто иное, нежели теперь. Тогда была иная система ценностей. Вероятно, поэтому и могли назвать сына таким именем.
Историк Э. Цветков считает, что Рогволод – это владетель рогов или ругов, а значит русов. То есть ударение на другой слог в слове "рогов" и все. На Руси было имя Рог, так как новгородский посадник Гюряты носил прозвище Рогович.
Действительно, руги или роги имеют отношение к руссам и славянам. Так, историк А.Г. Кузьмин считал, что тождество ругов и русов не надо даже доказывать, так как: "Это лежащий на поверхности факт…".
А по мнению английского историка Шора, остров Рюген являлся крупнейшим религиозным центром венедов. Тевтонских следов, по мысли английского исследователя, на Руяне не обнаружено, а только лишь славянские.
Теперь Рогнеда. В этом имени отчетливо прослеживается корень "рог", а вторая часть имени - это старославянское слово или имя "Неда". Грот отмечает, что такое имя упомянуто в мифах о Зевсе, где была нимфа по имени Неда, у которой папа был Океан. Я покопался и выяснил.
Имя Неда имеет два варианта происхождения. Из персидского языка (ند), что значит "голос или зов".
Из славянского языка "Неда" это "малышка, рожденная в воскресенье". Так может, Рогнеда родилась в воскресенье. Жаль, что неизвестна точная дата ее рождения.
А еще есть вариант, что имя Рогволод могло означать не что иное, как рог изобилия. А у балтийских славян бог Святовит держал в руках рог.
Также имеется мнение, что в чешском именослове отмечено имя Роговлад, а женские имена "Рогнета" и "Рожнета" имеется в чешских и словацких летописях.
В берестяных новгородских грамотах есть мужское имя Рожнет. Отечественные историки П.В. Голубовский, Н.И.Костомаров высказали, по мнению Грот, интересную мысль по поводу значения имени Рогволод. Так как слово "рог" означало у балтийских славян символ власти, то слово Рогволод означало носителя, владеющего властью.
Итак, имя Рогволод прочно ассоциируется с атрибутикой Святовита, держащего:
"в правой руке…рог, выложенный разными металлами, который ежегодно наполнялся вином…".
Но атрибутика "рога" присутствовала и на Руси. Например, в княжеском погребении 10 века в так называемой Черной Могиле, обнаруженной в Чернигове.
Ссылаясь на Рыбакова, Грот отмечает, что бородатый мужчина с турьим рогом в руке означал скотьего бога Велеса.
Но и это еще не все. На Збручском "идоле" рог находится в руках богини плодородия Макош.
То есть рог был сакральным обозначением власти в руках его носителя.
По мысли исследователя, "В этом качестве рог хорошо прослеживается и у древних русов в Восточной Европе как минимум со "скифских" времен, и у южнобалтийских славян, что отразилось в их культе верховного бога Святовита.". А храм Световита находился в Арконе, на острове Руяне.