Найти тему
Люди в окнах

Снова в школу. Входим в рабочий ритм с помощью слов «Да» и «Нет»

Оглавление

Вот-вот беззаботные летние дни превратятся в учебные будни. Во все двери уже стучится Первое сентября и несет с собой ранние подъемы, домашки, частые слезы и ссоры. Как сделать адаптацию к школьному режиму более спокойным и продуктивным временем? Как не отдалиться от ребенка, а, наоборот, стать с ним ближе и честнее? Об этом рассказывает Ольга Малинкина, психолог, логопед и нейропсихолог. Слово Ольге.

Да, нет не говорить; черное, белое не называть

Помните, в детстве была чудесная игра «Да, нет не говорить; черное, белое не называть»? Выигрывал тот, кто быстро придумывал альтернативный вариант ответа на провокационный вопрос — например: «Снег белый?»

Удивитесь, но принцип этой игры отлично помогает взрослым стать хорошими родителями.

Почему это полезно? В любой непонятной (стрессовой) ситуации мозг забывает все, что недавно узнал, даже то, что, казалось, автоматизировал и закрепил. «Правильные» реакции, которые мы прочитали в книгах по психологии и педагогике, и те, что отработали на встречах с психологом, мозг использует в мирное время. А во время стресса будет использовать программы, установленные по умолчанию. Чем выше уровень стресса, тем сложнее удерживать самоконтроль. Но мы можем научиться брать паузу, чтобы, как в детской игре, успевать придумать альтернативный вариант ответа, а не выдавать первое, что пришло в голову.

-2

К чему я это? Сейчас у детей начинается очередной учебный год: снова смена режима, адаптация к новому, снова стресс, истерики и скандалы. Самое время начать играть в «Да, нет не говорить; черное, белое не называть». Я планирую играть со своим первоклассником. Ему это поможет потренироваться отвечать осмысленно вместо того, чтобы выгружать на родителей поток сознания, а мне — успевать подумать, какую мысль я хочу донести до школьника, вместо того, чтобы высказывать раздражение, вызванное подготовкой к Первому сентября. Да, канун учебного года — это тревоги о том, что не вся канцелярия куплена, что надо попасть к врачам и залечить зуб сына, а у меня еще и в клубе Landy club начало «нового сезона».

Как мотивировать ребенка словом «Да»

Давайте еще порассуждаем о таких простых и, кажется, таких понятных словах из игры, как «Да» и «Нет». Родители часто путают или переиначивают их значение, а потом раздражаются, когда дети не понимают, чего от них хотят.

О чем же эти слова? О границах, об уважении, о заботе и понимание. «Да» — это согласие, «Нет» — отказ. Существует много способов изменить смысл. Расскажу о нескольких.

-3

Иногда родители пытаются замотивировать ребенка, обесценивая его успех. Конечно, из добрых побуждений: мы все хотим, чтобы дети были во всем успешными! Но обесценивание приводит к тому, что у ребенка опускаются руки.

Как это выглядит:

— «Я получил 5 по математике, я молодец».

— «Да, но по русскому 3».

— «Я сам вырезал картинку».

— «Молодец, но вокруг грязно».

— «Я выиграл соревнования».

— «Это хорошо, но уроки опять не сделаны».

Все, что стоит перед «Но» мозг обесценивает. А теперь еще раз прочитайте, что услышат дети. Попробуйте в следующий раз остановиться перед «Но».

Взрослые также любят говорить нет вместо да, а потом удивляются, что дети недовольны и спорят. Как это выглядит:

— «Я хочу гулять».

— «Нет, сначала пообедаем».

— «Поиграй со мной».

— «Нет, мне надо доделать отчет».

Когда мозг слышит «Нет», дальнейшая информация уже не важна, поэтому ребенок мгновенно выдает реакцию в виде слез и крика. Как только меняем отказ на согласие, количество истерик сразу снижается. Это не значит, что ребенок пойдет гулять голодный или родитель не закончит отчет.

— «Я хочу гулять».

— «Да, пойдем после обеда».

— «Поиграй со мной».

— «Да, как только закончу отчет» / «Да, осталось 30 минут поработать».

Попробуйте, вам обязательно понравится.

Выстраиваем границы с ребенком

Бывает, родители говорят да там, где надо отказать. Часто это случается из-за того, что взрослые хотят избежать истерики или не хотят показаться плохими родителями. К сожалению, это приводит к нарушению границ и ребенка, и взрослого. А еще усугубляет скандалы и ссоры: малыш привыкает к тому, что родители рано или поздно согласятся, и не готов услышать отказ. Как это выглядит:

— «Мама, ты плохая».

— «Не говори так, я куплю все, что хочешь».

— «А я все равно буду ломать игрушки».

— «Делай что хочешь, только отстань».

Если у взрослого нарушены личные границы, сложно удержать их с ребенком. Дети, не чувствуя границ, начинают искать их или продавливать. Наличие границ успокаивает, они показывают ребенку его возможности.

-4

Еще есть страх оказаться плохим родителем. Многие родители выбирают потакание как самый простой способ справиться. На самом деле ребенок в какой-то момент решает, что вечное «да» — это способ проявления любви по отношению к нему, соответственно каждый отказ он будет воспринимать как отсутствие любви.

— «Я хочу еще конфет».

— «Съешь все, что хочешь, только не плачь».

— «Я хочу еще одну машинку».

— «Конечно, мы купим все, что ты захочешь».

Если у маленького человека нет ограничений, он начинает обесценивать все, что у него есть. И тогда вместо радости от игр, вкусной еды и развлечений, появляется сиюминутная радость от обладания чем-то новым, последующее равнодушие и тревога, которая выражается в желании очередных покупок.

Навык самоконтроля включает в себя умение ждать. Если удовлетворять потребности крохи моментально, мы лишаем его возможности развиваться. А любовь можно получить без материального подкрепления — это забота, внимание и принятие.

Я знаю, многие родители испытывают чувство вины из-за того, что много работают, мало уделяют внимания ребенку и хотят компенсировать это подарками. Но, я думаю, взрослые и сами замечают, что постепенно радость от подарков становится все меньше или ребенок начинает требовать подарки все настойчивее.

Остановиться можно в любое время. Настройтесь на то, что малыш проявит протест — это нормальная реакция на перемены. Важно заменить подарки активным вниманием и совместным времяпрепровождением. В этот момент протест появится у родителя, это тоже нормально. Выстраивание гармоничных отношений — это включенность всех участников, но на родителях лежит большая часть ответственности.

-5

В заключение хочу напомнить о главном методе воспитания — наблюдении. Если быть внимательным, малейшие изменения в ребенке будут заметны, и родители успеют внести коррективы, не дожидаясь кризиса, протеста или отдаления и замкнутости. А начать вы можете с игры «Да, нет не говорить; черное, белое не называть», которая не только поможет успешно начать учебный год, но и научит вас и ребенка быть более осознанными и бережными друг к другу.

Я уверена, что к любому ребенку можно найти подход и выстроить доверительные отношения. Если не получается сделать это самостоятельно, приглашаю ко мне на консультацию. Вместе обязательно получится.

Благодарим Ольгу за позитивный взгляд в будущее и объяснение, как работают такие простые, но важные слова, как «Да» и «Нет». С новым учебным годом, дорогие родители и дети. Сил нам, мудрости и терпения. Берегите себя и берите поддержку — теперь вы знаете где :))

Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк. Другие статьи Ольги Малинкиной о воспитании детей собрали в подборке «Родители и дети»