Найти тему
Томский политех

Помогут ли «Цифровые кафедры» в борьбе с кадровым голодом по айтишникам: мнение эксперта

Оглавление

По данным Минцифры, в России не хватает примерно 500-700 тысяч кадров, обладающих высоким уровнем цифровых компетенций и работников IT-отрасли. Чтобы закрыть эту потребность сегодня вузы предлагают своим студентам дополнительно к основному профилю освоить айтишный и получить второй диплом. На это направлена федеральная программа «Цифровые кафедры», к которой присоединились уже больше двух сотен вузов страны, в том числе Томский политех.

Мы решили поговорить с первый заместитель генерального директора научно-производственного предприятия «Автоматика» Владимиром Семешовым. Компания является партнером «Цифровых кафедр» ТПУ. У эксперта мы спросили, как предприятие относятся к уровню подготовки цифровых студентов новой формации и может ли «Цифровые кафедры» реально помочь промышленности в кадровом голоде по айтишникам.

Расскажите, чем занимается ваша компания.

Наша компания основана в 2001 году и занимается разработкой и производством средств автоматизации для горно-шахтного оборудования. Это разработка «железа», печатных плат, написание соответствующего программного обеспечения и курирование эксплуатации оборудования.
С момента основания предприятия мы сотрудничаем с Томским политехом, многие руководители компании из топ-менеджента присутствуют на защитах дипломов студентов вуза в числе членов государственных аттестационных комиссий. На одной из таких защит в 2023 году коллеги рассказали нам о новом федеральном проекте «Цифровые кафедры».

-2

Как компания отнеслась к новой федеральной инициативе?

С интересом. Мы изучили список предложенных студентам программ, все они являются очень востребованными и охватывают много актуальных направлений. Например, программирование встраиваемых систем, работа с большими данными, разработка на языке Python. Думаю, что проект «Цифровые кафедры» – это большой шаг вперед, который позволит техническим специалистам получить новые компетенции.
Более того, мне нравится, что в проект активно вовлекают к сотрудничеству предприятия. Ведь сотрудники с производств могут дать новые знания, навыки и умения, с которыми по окончании проекта студенты столкнутся на работе.
Меня также приглашали присоединиться к разработке программ «Цифровых кафедр» в ТПУ, я рецензировал некоторые из них, например, по инжинирингу малых летательных аппаратов и другие.

Какой профит вашей компании от проекта «Цифровые кафедры»?

Главный стимул любой компании – получить высоко квалифицированных сотрудников в свой штат. Студенты, которые прошли проект «Цифровые кафедры» в ТПУ приходят к нам в компанию уже почти готовыми IT-специалистами. Им остается только обрести опыт, учитывая специфику предприятия. Например, в нашей компании работают электронщики, программисты, конструкторы и инженеры отдела эксплуатации. Абсолютно всем им необходимы IT-компетенции, даже конструкторам-механикам поскольку они работают с различным высокотехнологичным оборудованием.
-3

Айтишник с дипломом или инженер с дополнительными компетенциями в IT – кого выберете на работу?

Специалисту нужно быть ценным для компании. Обладать уникальными навыками, компетенциями, опытом – тем, что делает его по-настоящему хорошим и выделит на рынке труда. Такого специалиста будут рады забрать себе все компании. Тогда вопрос как этот специалист заработал свои навыки и умения будет уже вторичным.
Кстати, еще один несомненный плюс проекта «Цифровые кафедры» заключается в том, что он позволяют раскрывать людей из совсем не айтишных специальностей. Поэтому я не вижу сложностей, если талантливый физик станет талантливым программистом.

Часто принимаете на работу молодых специалистов и как оцениваете уровень цифровых компетенций у них?

Поскольку наше предприятие плавно, но неуклонно расширяется мы постоянно берем на работу молодых специалистов из ТПУ. Кадры нужны всегда. Уровень их компетенций высокий. Радует, что это не поверхностные IT-знания, а хорошая математическая и алгоритмическая база.
На самом деле мы знакомимся со студентами еще до приема на работу, мы с удовольствием берем политехников на практику. Здесь они программируют станки ЧПУ, работают в отделе разработки софта и занимаются разработкой и тестированием ПО для встраиваемых систем, работают в сфере электронного оборудования, помогают разрабатывать платы.
У нас есть и пул задач, которые мы доверяем студентам ТПУ для разработки в качестве интересного кейса в портфолио, именно в контексте проекта «Цифровые кафедры». Например, разработку цифрового датчика, основанного на преобразовании механических воздействий в цифровой сигнал. В этом проекте студент работал над созданием программного обеспечения, платы и тестированием системы.

А компания влияет на сам процесс обучения студентов и как?

Все студенты в процессе обучения проходят ассесмент. Это такое тестирование, которое позволяет оценить уровень освоения цифровых компетенций. Так вот матрицы таких тестов составляются в том числе с привлечением представителей индустрии, в которой студенты смогут работать по окончании проекта. Кстати, при входном и выходном ассесменте в оценке участвуют разные составители. Это не идеальная, но очень близкая к идеальной оценка подготовки специалистов.
Представители компаний также читают отдельные дисциплины или темы во время обучения, находятся в постоянном контакте со студентами во время прохождения практик, подготовке к защите итогового проекта. Так что к моменту выпуска из проекта они готовые IT-специалисты и мы готовы брать их в штат.

-4