Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

ЧТО ТАКОЕ ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК?

Оглавление

ЧЕМ ПИСЬМО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РИСОВАНИЯ?

Почерк Ильи Репина
Почерк Ильи Репина

Когда Вы придёте в Третьяковскую галерею, Вас сразу встретят почерки художников. В основном это расписки на получение денег от братьев Третьяковых и письма. 

То есть сначала Вы увидите, как художники писали тексты от руки и только потом - как писали картины.

В том же зале находятся и другие документы. Они все написаны разными людьми (разных профессий и должностей) и разными почерками. Я заметила кое-что интересное: про должности этих людей, их почерки, немного про сами документы и как все они, возможно, связаны между собой. Хотя, возможно, и нет. Но я все равно поделюсь своими мыслями в третьей части статьи. Мне интересно, что вы думаете об этом. 

Да, тема оказалась очень широкой и невероятно интересной. Поэтому этот «концерт» будет в трех «актах».

  • Акт первый (первая часть статьи) будет о том, что такое графический навык и чем письмо отличается от рисования. 
  • Вторая часть - о том, чем движение в рисовании отличается от движения в письме. 
  • Третья: как формируется почерк и какие психические процессы в этом участвуют  (кроме уже известных нам высших психических функций: памяти, внимания, речи, мышления и иже с ними).

Часть 1. Что такое графический навык и чем письмо отличается от рисования?

Я искала почерки знакомых, а в особенности - любимых, художников, и каждая находка была для меня удивительной. Я увидела, что насколько точно и изящно писали мастера живописи на холсте, настолько же «небрежно» они писали на бумаге. 

Почерк Виктора Васнецова
Почерк Виктора Васнецова

Хотя здесь надо сделать одно важное замечание. Небрежность не всегда равна некрасоте, негармоничности, неаккуратности и т.д. Небрежность часто бывает очень красива. Мы это увидим на примере некоторых почерков. А, возможно, и всех. 

Красота не измеряется ровностью, симметрией, выверенностью, строгостью и т.д. Красота - в гармонии. А гармония бывает очень разной! 

Я переходила от одной записи к другой, вспоминала картины художников, на почерки которых смотрела, и думала: мы ведь определяем почерк через графический навык, близкий к рисованию.

Я сама, и многие мои коллеги, рекомендую детям больше рисовать, чтобы они хорошо писали. Многие методики подготовки к письму построены на рисовании.

И вот я смотрю в «тетради» самых талантливых и выдающихся рисовальщиков, и что я вижу? Ничего из того, что указывало бы на связь рисования и почерка. 

Я решила, что письмо - это не только графический навык.

Графический навык в письме занимает очень важное, но не центральное и не единственное место. Поэтому не только от него зависит то, каким будет почерк.

Почерк Василия Верещагина
Почерк Василия Верещагина

Конечно, нам не мешало бы сначала определиться с тем, что такое графический (или, как его часто называют, графо-моторный) навык в принципе. Для этого я приведу два определения, которым я доверяю, так как их авторы посвятили свою профессиональную жизнь этой теме. 

Согласно определению Безруких М.М. «графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения». (Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. – М.: Просвещение, 2002)

Н.Г. Агаркова говорит о том, что «этот термин отражает суть сложного, с одной стороны, речевого, интеллектуального, с другой – двигательного действия». (Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников. – М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1987)

Так, графический навык состоит из привычных положений и движений руки, речи и мышления.

То есть графо-моторный (графической) навык - это умение «переводить» речь в графический образ с помощью движения (подробнее об этом см. в статье «Тайный смысл ручного письма»).

Наверное, именно здесь и кроется ловушка, в которую мы, специалисты по письму и почерку, попадаем, «мешая в кучу» все движения, в результате которых возникает графический образ. 

Дело в том, что графический образ может быть как сам по себе очень разным так и обозначать разные вещи. 

Почерк Василия Поленова
Почерк Василия Поленова

Что я имею в виду? Перед нами два графических образа: рисунок и буква. Посмотрим сначала на рисунок. Это образ, перенесенный на холст почти в чистом виде (если мы говорим о реалистическом направлении в живописи). То есть рисунок - это «копия» какого-то образа «в нашей голове». А «в голове» он появился из внешнего мира, когда мы его восприняли. [Я взяла в кавычки те слова, которые употребляю здесь условно и с некоторыми оговорками.] Даже ребенок, когда не может в точности изобразить то, что представляет, он всё же стремится к этому.

Строго говоря, на протяжении многих столетий существования и развития рисования и живописи мы говорили, что хорошо рисует тот, кто делает это максимально реалистично. 

Живопись была до определенного момента реалистической именно потому, что она исходила из стремления человека как можно более точно «отразить» мир на холст. 

Про импрессионизм, абстракционизм и другие нереалистические направления в живописи я не говорю здесь намеренно. Они как раз и изменили эту концепцию рисования как отражения мира. Привнеся в живопись самого человека и сделав источником образа именно его, а не мир вокруг. 

 

Почерк Василия Перова
Почерк Василия Перова

Теперь посмотрим на букву. Она бывает разной. Есть буквы, принадлежащие к шрифтам, они обладают определенной, внешне заданной, формой. А есть буквы, которые рождаются внутри нас, и форма которых - отражение нас самих. Они ни на что не похожи. Это и есть наш почерк. Нас интересует именно эта, вторая, только наша буква. 

Наверное, самое важное про букву почерка мы уже сказали: она рождается внутри нас, никогда прежде не существовала и не является отражением мира.

Именно этим она и ценна. И именно поэтому мы не брали с самого начала букву шрифта, которая существует до и после нас и которая рождается вне нас. Буква шрифта обладает определенной формой. Формой внешней, не имеющей к нам отношения. Если только это не шрифт, сотворенный нами. 

Это первое отличие между рисунком и почерком.

Второе, очень важное, отличие в том, что рисунок - это осознанное, внимательное действие. В то время как в основе почерка - неосознаваемое, мало контролируемое, спонтанное, автоматическое движение. Если мы говорим об уже сформированном почерке человека, умеющего писать.

Так думаю я. Однако, я недавно прочитала статью о письме и графическом навыке, где автор придерживается другой, противоположной, точки зрения. Разводя так же, как и я, письмо и рисование по разным углам графического навыка, автор статьи говорит, что в рисовании больше свободы, в то время как письмо подразумевает выписывание определенной формы букв. 

Это два очень важных отличия, потому что от того, как мы понимаем природу письма, ЗАВИСИТ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ И РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЧЕРКА.

В следующей части статьи мы поговорим о том, как эти отличия влияют на характер движения в письме и рисовании. 

Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо+» в Академии письма.

Заходите к нам, в телеграм-канал:

Академия письма 🎓

t.me



Здесь мы общаемся на темы письма, проводим живые встречи и делимся интересными материалами ❤️

Академия письма