Найти в Дзене

Утерянные ангелы Мадонны делле Грацие

Оглавление

Эрмитаж. Одно из величайших сокровищниц искусства в мире. Здесь, среди бесчисленных шедевров, находится скромная, но загадочная картина – "Мадонна с младенцем". На первый взгляд, это лишь одна из многих ренессансных мадонн, но на самом деле, она хранит тайны, которые искусствоведы раскрыли лишь недавно. Эта картина не просто произведение искусства – это история, за которой скрывается гений, драматические события и неожиданные открытия.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРТИНЫ

История этой небольшой картины начинается в Ленинграде в 1920-е годы, когда она попала в руки Антиквариата, чтобы быть проданной за границу. Но судьба распорядилась иначе. В 1933 году картина вернулась на родину и была передана в Эрмитаж. На первый взгляд, её атрибуция казалась простой: работа неизвестного итальянского художника XVI века. Но что скрывалось за этой простой записью в инвентаре?

Утерянные ангелы Мадонны делле Грацие
Утерянные ангелы Мадонны делле Грацие

АТРИБУЦИЯ И ПОИСК АВТОРА

Художественные достоинства картины сразу выделили её среди прочих. Яркие цвета, характерные драпировки, выразительные лица – всё указывало на руку мастера.

Но кто был этот мастер? Ответ на этот вопрос привел исследователей к итальянскому художнику эпохи Возрождения – Лоренцо Лотто.Сходство было настолько очевидным, что при первом же взгляде на эту Мадонну в памяти всплывала другая работа – алтарная картина из церкви Сан-Джакомо делл’Орио в Венеции. Написанная в 1546 году, она стала ключом к разгадке тайны происхождения этой картины.

ТАЙНЫЙ СЛОЙ – ИССЛЕДОВАНИЕ И ОТКРЫТИЕ

Несмотря на схожесть с работами Лотто, одна деталь смущала исследователей: в его "Книге счетов" упоминалась картина с изображением Мадонны и трех ангелов, но на эрмитажной доске ангелов не было. Или всё же были?Интуиция подсказала искусствоведам провести рентгеновское и инфракрасное исследование. И вот, под слоем поздних записей, скрывавших оригинальную живопись, открылись фигурки трёх ангелов. Картина была сокрыта на протяжении веков, но благодаря современным технологиям она вернулась к нам в своём первоначальном виде.

ИСТОРИЯ ЗАКАЗЧИКА И ХУДОЖНИКА

Но кто были те, для кого Лотто создал эту картину? В книге счетов художника упоминается имя – мессер Марио. Марио д’Армана, двоюродный племянник Лотто, приютил художника в своем доме в Венеции. Картина была предназначена для старшей дочери Марио, Лукреции, которая вскоре должна была стать монахиней. Лотто, будучи глубоко религиозным человеком, вложил в это произведение не только мастерство, но и свою душу».Однако, несмотря на талант и глубокую веру, судьба Лотто была непростой. Венеция того времени требовала от художников особого умения ладить с влиятельными нобилями, искать покровителей. Но Лотто, преданный своим принципам и далёкий от интриг, не смог добиться значительных успехов в этом городе. Его работы, наполненные метафорами и психологизмом, не соответствовали преобладающим вкусам того времени.

РЕСТАВРАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В СОБРАНИИ

Реставрация картины стала финальным шагом в раскрытии её тайны. Удаление поздних записей и загрязнений позволило вернуть картине её оригинальный облик. Теперь мы видим перед собой ту самую "Мадонну делле Грацие", созданную Лоренцо Лотто в начале 1542 года. Эрмитажное собрание включает несколько произведений Лоренцо Лотто, отражающих различные этапы его творчества. Но "Мадонна делле Грацие" занимает особое место. Это напоминание о том, что истинное искусство всегда найдет способ раскрыться, даже если на это потребуются века.

Подробнее о том, как художники Мастерской портретов копируют картины маслом.