На канале уже были публикации о бане, об одной из них, которую построили в Афганистане, в своей книге рассказывал командир 154 ооспн Стодеревский Игорь Юрьевич.
А вчера рассказать о бане попросил Владимирович, попробую:
В нашем расположении не было ни бани, ни даже душа, ходили раз в неделю в какую-то старую общественную баню, недалеко от Ярославского шоссе. Первый раз нас отвезли туда вскоре после прибытия в часть, выдали по осьмушке хозяйственного мыла и полотенце. Кусок мыла был маленьким не потому, как подумал Владимирович, что в стране был дефицит мыла, а потому, что больше в бане и не нужно. Для стирки обмундирования, как выяснится позже, в роте было и мыло и специальные щетки и само место для этого.
После помывки нам выдали нулевое нижнее белье, был май месяц поэтому выдали майку и трусы. И сразу новенькие портянки, сапоги, брюки и китель х/б, еще без погон и петлиц. Стали все это напяливать на себя и тут случился казус - исчез мой друг Малыш и другие знакомые лица... Немного растерялся пока не увидел в толпе знакомую и тоже вертящую стриженной головой знакомую физиономию. Так форма в момент изменила человека, потом-то привык, конечно, а в первый момент был, можно сказать, в шоке.
Потом все два года мылись в этой бане. Добирались до нее пешком, рано утром в субботу. Строй, ясное дело, шел не по главным улицам города Мытищи, а через задние дворы. Железную дорогу пересекали не доходя до вокзала, после шли вдоль высоких и старых кирпичных стен Машиностроительного завода. Потом какая-то контора, скорее всего относящаяся к заводу, там на постаменте стоял маленький танчик.
Далее был железный мостик через неширокую в этом месте Яузу, меня забавляло, что сержанты начинали суетиться и кричать - Не в ногу!!! Мост был метров 5 в длину... Потом уже само, обшарпанное здание бани.
Так рано она была еще не прогрета, парилка не работала, была только горячая и холодная вода. Набирали из многочисленных кранов в тазики и мылись сидя на бетонных скамьях. Получается, что и мочалки нам выдавал каптерщик, за столько лет в памяти подробности не сохранились.
Было и несколько душевых кабин. В один из первых месяцев я решил сполоснуться под душем, пока смывал мыло с головы кто-то толкнул меня. Когда мыло было смыто и я обрел способность видеть никого рядом не было, один старик, увидев как я кручу головой, подошел и сказал, что под душем молодым мыться не положено. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
Возвращались тоже пешком, но уже не строем, а как сейчас такое построение называют юмористы - Боевым пятном. В небольшом магазинчике возле вокзала покупали, у кого были деньги, треугольные пакеты с молоком и батон. Помнится, как на возмущенный возглас покупателя, как это нет молока, когда вот оно, продавщица ответила - Это для солдатов...
В этот же день, те кто пропустил поход в баню потому, что был в наряде, отправлялись туда с большим комфортом, их отвозил тентованный грузовик. После 6 часов вечера, в бане было уже полно гражданских и она была раскочегарена вовсю. Обычно перед баней стояло несколько новеньких самосвалов ЗиЛ ММЗ, видимо у перегонщиков машин был такой ритуал, что перед поездкой надо зайти в баню.
В парилке было очень жарко, все скрывалось за клубами пара. В общем зале валялись оставленные за ненадобностью веники, желающие ими пользовались, предварительно сполоснув кипятком.
В парилке внизу торчала труба с краном, которым регулировали подачу горячего пара. Пар, понятное дело, был влажным, это была не сауна с сухим жаром. Иногда молодые, боясь потерять свой кусок мыла, заносили его в парилку, глаза у присутствующих начинало щипать. Сразу раздавались крики - Салабоны, кто с мылом приперся???
Так же с ними приезжал каптерщик и выдавал сначала мыло с мочалкой, а после белье и портянки. Кто прослужил больше, те получали белье поновее и портянки нормального размера, молодым могли достаться портянки размером с носовой платок. Но, вроде, если попадались совсем маленькие, то каптерщик их менял на более-менее.
Наряд после бани возвращался тоже на машине, так что вечерний поход в баню был предпочтительнее.