Сегодня мы слышали историю о чудесном исцелении бесноватого юноши.
Но эта история была достаточно сложной. Потому что прежде чем отец юноши обратился с просьбой об освобождении сына от болезни, ему пытались помочь апостолы, ученики Христовы. И этот человек был расстроен и обессилен, подходя к Христу, как бы жаловался на учеников, что они взялись, но не смогли.
И даже сказал такие слова: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам», выражая тем самым не веру, а сомнение в том, что это возможно для Христа. Но для Христа возможно всё.
И Он даровал этому молодому человеку свободу жить, не будучи связанным никакой дьявольской болью. А отцу его Он дал возможность проверить в то, что Богу действительно возможно всё. Бог всегда ищет нашего исцеления и нашего освобождения.
Вслед за тем между Спасителем и учениками состоялся разговор, когда они никак не могли понять, почему же им, хотя Он дал им силу и власть изгонять нечистых духов и исцелять недужных, почему они не смогли в этом случае сделать ничего.
И Господь указал им на то, чтобы им не хватало для этого собственной веры, потому что есть Его сила, есть Его благодать, но необходима ещё вера того, кто молится Богу об исцелении, необходима вера того, кто отчётливо этого Бога просит.
Тут же Он указал на то, посредством чего вера в человеке возрастает и укрепляется, благодаря чему она обретает в человеке способность действительно двигать горами. Горами в первую очередь человеческих сердец, потому что человеческое сердце порой гораздо труднее сдвинуть с места, чем самую высокую и самую большую гору.
Господь говорит о том, что сей род не изгоняется, кроме как молитвою и постом. И разные толкователи говорят о том, что под «родом сим» надо подразумевать не только и не столько даже нечистых духов, сколько неверие, которое изгоняется молитвой и постом.
Опыт современной церковной жизни показывает, что людей, которые по-настоящему строго могут поститься и подвизаться, очень мало.
И действительно, когда люди пытаются поститься строго, спустя какое-то время либо их здоровье оказывается пошатнувшимся, либо же, если кому-то это удается, спустя недолгое время человек начинает превозносить себя тем, что его, так сказать, подвиг отличается в выгодную сторону от подвигов, от поста окружающих его людей.
И эта гордыня, которая возрастает в его сердце, обнуляет результаты всех его трудов.
Когда Господь говорит о молитве и посте, то под этим подразумевается то, что называлось аскетической жизнью на протяжении всей истории христианской Церкви. Но эта аскетическая жизнь в разные периоды истории была различной.
Мы можем видеть людей, которые удалялись от мира, уходили в пустыню, пребывали в затворе. Мы можем видеть тех, кто носил вериги, кто не спал в течение всей ночи, кто не вкушал пищу несколько дней, кто носил власяницу и всячески истязал себя физически. И нам начинает казаться, что именно это и является подвигом.
Опять же многие святые отцы сравнивают это внешнее делание с листьями, а плодом они называли то, что рождалось в душе подвизающегося, рождалось невидимо для обычного взора.
Поэтому истинный подвиг происходит всё-таки именно в человеческой душе.
Он заключается в том, что человек трудится для того, чтобы не делать того, в чем обличает его совесть, и наоборот, исполнить то, к чему она его побуждает. Вот это самый главный труд и самый главный подвиг.
Собственно говоря, само значение слова «подвиг» говорит о том, что мы как бы на что-то себя подвигаем. Мы стоим на месте, нам трудно с него сойти, но мы себя подталкиваем, двигаем вперед, двигаем в отношении к свету, в отношении к Богу.
Как это проявляется в реальной жизни, как это ощущается на практике?
Например, нам очень хочется сказать какое-то слово о человеке, а наша совесть говорит нам о том, что это слово не надо произносить. И вот мы один раз это слово произносим, второй раз его произносим, а на третий раз удерживаемся. Мы не говорим осуждающего слова.
И это наш маленький, крошечный подвиг.
Или в какой-то ситуации, наоборот, нам нужно сказать слово для того, чтобы защитить человека. Но это нам кажется страшно, мы чувствуем дискомфорт, и мы молчим. Молчим однажды, дважды. А на третий раз мы понимаем, что больше молчать нельзя, и мы начинаем говорить.
И это тоже подвиг.
Много еще таких подвигов может совершать человек в своей жизни. И каждый раз, когда он подвигается к тому, чтобы сделать что-то доброе, или же подвигается к тому, чтобы перестать делать что-то плохое, его вера в нём невидимо, незримо, но тем не менее совершенно явно взрастает.
Она становится более живой. Она позволяет ему обращаться к Богу с большим дерзновением и просить Его о том, в чём человек испытывает нужду.
И для того, кто идёт таким путём, путём невидимого, крошечного, но очень важного подвига, открывается, что такое христианская жизнь, что такое христианство.
И он узнает многое в Евангелие уже не внешним образом, не через чтение, не через какое-то грустное представление, а познает это своим сердцем. И тогда евангельская жизнь наполняет его сердце.
От всей своей души желаю вам, дорогие братья и сёстры, чтобы и вы, и я тоже шли этим путём скромного, невидимого, но крайне важного христианского подвига, потому что он обязательно будет приносить свои плоды.
Текст основан на видео с канала «Игумен Нектарий». Читайте еще: