Автор: Александрийский библиотекарь
Всем привет! А вот знаете, археология – это такая наука, которая вроде как и смотрит в прошлое, но всегда обращена в будущее. И вообще находится на острие прогресса. Всякие естественнонаучные методы, лазерное сканирование местности, георадары, модные анализы полученного материала – это все археология. Так что не одной лопатой и кисточкой живы, так сказать. И надо сказать, что эти новые подходы все чаще дают удивительные результаты, которые еще каких-то пару десятилетий назад получить было немыслимо. Вооружившись таким пониманием, экспедиции не только исследуют новые объекты, но и возвращаются к давно изученным. Казалось бы, что там можно найти, все уже изучено до нас! Все ли?
Свежайший пример. Полевой сезон 2024 года. Смоленская область, знаменитое Гнездово. Да, это там, где крупнейший в Европе могильник эпохи викингов. Плюс поселения. Копают комплекс не одно десятилетие. И открывают всякие разные любопытнейшие детали быта, погребального обряда, вооружения и хозяйства древних скандинавов и славян. Лесной отряд Смоленско-Гнездовской объединенной экспедиции исследует как поселение, так и Лесную группу курганов.
И в этом году ученые решились на интересный эксперимент. Одним из объектов исследования стал давным-давно раскопанный и опубликованный кургана Л-47, где «Л» - это Лесная группа, а 47 – порядковый номер насыпи. Он расположен на местной «Аллее вождей». Рядом расположены тоже знаменитые курганы - Л-210 и Л-13.
А наш объект копал в 1950 году легенда гнездовской археологии Даниил Антонович Авдусин. Именно он начал по-настоящему планомерное изучение средневекового Гнездово. Сделал очень много для науки – я, как многие старшие и даже младшие коллеги, по его учебнику штудировал университетский курс археологии. Много лет Авдусин совершенно искренне считал, что изучает на Смоленщине славянские и русские древности. Спорил со скандинавскими археологами, доказывая, что находки имеют отечественное происхождение! Представьте, каково шведским спецам по эпохе викингов, у которых под рукой Готланд и Бирка, было это выслушивать?! Но к концу жизни Даниил Антонович признал несомненным и масштабным скандинавское присутствие в Гнездово. Это было проявление удивительного человеческого и профессионального мужества.
Так вот. Курган Л-47. Диаметр насыпи 13 метров, высота 1,2 м. В 1950 году экспедиция Авдусина обнаружила в нем парное захоронение мужчины и женщины. Обряд классический и для скандинавов, и для восточных славян – кремация. То есть, трупосожжение. Но захоронены были явно гости с севера: погребальный костер был устроен в корабле. Порукой тому почти три сотни железных заклепок, которыми когда-то соединяли доски обшивки. Все, как мы любим по скандинавскому обычаю, ибн Фадлан не даст соврать. Но заклепки - это не самая яркая деталь! В слое угля и золы было найдено огромное количество погребального инвентаря.
Например, золотая монета времен византийского императора-иконоборца Феофила (правил в 829-842 годах), превращенная в подвеску; массивный подвес-вешалка с изображением фантастического зверя; серебряные оковки питьевого рога; стеклянные и каменные бусы; игральные шашки; амулет в виде небольшого меча и т.д. и т.п. На солидный статус погребенного мужчины указывала пара обломков серебряной шпоры.
Да не простой шпоры, а золотой! Ну, в смысле, с золочением. И чернением. Прямые аналогии ей имеются на западе Западной Европы. Их делали в империи Каролингов на рубеже 8-9-го веков. Эта находка вместе с рядом дорогих европейских предметов позволила археологам Глебу Сергеевичу Лебедеву и Сергею Сергеевичу Ширинскому предположить, что гнездовский покойничек вполне мог быть членом посольства русов к василевсу ромеев Феофилу, а затем и к императору Людовику Благочестивому. Это когда франки быстренько опознали русов как привычных для себя свеев. Дипломатическая миссия, согласно Бертинским анналам, имела место в 839-м году. Поэтому Лебедев считал, что курган насыпали во второй половине 9-го века. Авдусин как первоисследователь полагал, что насыпь появилась не ранее начала 10-го века. И на этом предыстория кончается. А теперь, наконец, про новые подходы.
В этом году археологи решили еще раз обследовать земляные отвалы от раскопок экспедиции Авдусина. Выбрали кропотливый и тяжелый вариант: промывать все эти кубометры грунта. Ранее такой подход уже позволил в десятки раз увеличить количество находок и во время обычных раскопок курганов и поселений. Не подвела идея и теперь. Набрать побольше старинной мелочевки отнюдь не было самоцелью экспедиции. Задача стояла вполне научная: более обоснованно решить вопрос о времени насыпки кургана Л-47. Попутно хотели посмотреть, какую такую квадратную форму основания насыпи зафиксировал Авдусин три четверти века назад – очень уж она выбивалась из ряда стандартных круглых курганов… Прояснить вопрос решили с помощью изучения ровика вокруг кургана – Даниил Антонович этого в свое время не сделал. А финалом масштабных работ назвали рекультивацию насыпи на прежнем месте – чтобы воссоздать исторический ландшафт. Ведь до 70-х годов прошлого века археологи как раскопали какой памятник, так все и бросали… «Убирать за собой» стали только полвека назад.
Раскопки и промывка грунта заняли месяц. Набрали массу незамеченных ранее кальцинированных (пережженных) костей. Они пригодятся для уточнения количества, пола и возраста погребенных - современная наука позволяет это сделать. Пополнилась и копилка древних вещей.
Были найдены все те же ладейные заклепки, каменные и стеклянные бусы, фрагменты оковки рога, игральные шашки. А к ним вылезли пролежавшие незамеченными тысячу лет и еще 74 года наконечники стрел. Одной из самых необычных находок стала серебряная подвеска в виде руки.
Неожиданностью для археологов стало обнаружение еще одной, ранее неизвестной курганной насыпи – прямо под отвалами кургана Л-47 и блиндажа времен Великой Отечественной войны. Но для Гнездово это не ахти какая сенсация – новейшие методы неинвазивного исследования уже дали какое-то количество курганов, которых не видно на дневной поверхности по разным причинам.
Ну, и про изначальную форму кургана. Археологи уже говорят, что гипотезу о квадратной форме его основания можно смело отбросить. Насыпь была окружена классическим кольцевидным рвом. А со стороны древней дороги ровик прерывала традиционная перемычка, выполнявшая функцию входа. Кроме того, в заполнении верхней части ровика нашли еще два погребения по обряду кремации. В одном из них стоял практический целый небольшой сосуд, а рядом лежали три бусины и пуговица. Теперь ждем, что ученые мужи скажут нам про датировку Л-47.
А пока айда в средние века!
И копните телеграм-канал.