Автор: Александрийский библиотекарь
Нууу, да. У нас сегодня не монеты. И не золото. Но клад. Да еще какой! Всем привет! Продолжаем отмечать День археолога достойными находками. Мы снова умом и сердцем возле Старой Рязани. У нас на дворе конец августа 2021 года. Если вдруг у кого иначе – переведите дату назад, не торопите время. Не пожалеете, право слово. Поживите тем мгновеньем. Заодно увидите, как ученым Старорязанской археологической экспедиции Института археологии РАН и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника несут фантастической красоты украшения из белого металла, как принято указывать в сопроводительных документах.
Нашли сокровище – и это не фигура речи – на участке, который ограничен излучиной Оки, в лесочке, на склоне темного сырого оврага. Идеальное место, чтобы спрятать что-нибудь ценное, находясь в опасности, согласитесь. Недалеко находится село Исады. Оно печально знаменито братоубийством, на которое ради большей власти в 1217 году решился князь Рязанский Глеб Владимирович. Позвав родичей на семейный деловой обед, он вместе с братом Константином предательски убил шестерых своих братьев и их «лепших людей» – бояр и слуг.
Такое вот местечко. Но это так, небольшая историческая справка. Наш клад с той трагедией никак не связан. В общем, получив в свои руки уникальные предметы, археологи срочно исследовали овраг и окрестности. Но... Все этажи мы сейчас обошли, но никого до сих пор не нашли, сказал бы Маршак по этому поводу. Культурного слоя там нет. А само место, где безымянный для нас средневековый человек прикопал свою прелесть, находится на расстоянии от известных памятников археологии: Рязань в 4-х км, пара небольших селищ 12-13-го века не ближе 500 м. Все, что смогли узнать исследователи на первом этапе, это что драгоценности были упрятаны в небольшой берестяной туесок цилиндрической формы диаметром около 20 см.
В общем, контекст мы уяснили. Теперь беремся за сладкое. Описательная часть клада, так сказать. Он состоял из 32 предметов благородного белого металла, сиречь серебра. Вы загибайте, загибайте пальцы-то. Итак, мы имеем 8 шейных гривен, 14 браслетов разной формы, техники изготовления и стилей, 5 семилучевых вятичских височных колец, бусину с зернью и денежные гривны новгородского типа. Общий вес всего этого богатства - 2 кг 100 г. Самыми тяжелыми предметами являются пара плетеных шейных гривен, их вес 240 и 200 г, а также денежная гривна новгородского типа, которая потянула на 204 г. Что ни возьми – добрый стакан по весу! Ну, еще раз за День археолога!
Подумав над выложенными на столе предметами, ученые пришли к выводу, что клад, вероятно, представляет собой некое накопленное богатство. Дело в том, что прежние рязанские находки своим составом намекали, что они были комплектами украшений конкретного костюма, спрятанными в лихую годину. Здесь година тоже была явно лихая, но состав больно разнообразный.
Оцените шейные гривны. Две из них изготовлены из толстой серебряной проволоки, по-научному, из дрота треугольного сечения с орнаментом «волчий зуб».
Аналогии им находили в курганах 11–12-го веков. Правда, довольно далеко от Рязани, в бассейне реки Сож. Это левый приток Днепра, который протекает по территории России, Беларуси и Украины. Поэтому такие украшения в науке принято называть гривнами радимичского типа. Еще пять гривен относятся к типу плетеных с пластинчатыми окончаниями и разнообразными замками. Ну, и одна – самая простая, витая с завязанными концами.
Теперь моя прелесть, браслетики.
Самым сложным по технике изготовления является комплект из трех плетеных разомкнутых браслетов с фигурными полыми головками. Делали их методом тиснения. Причем, эта троица очень круто и со вкусом объединена. У них сходные орнаментальные мотивы: на окончании одного браслета изображены кресты, второго – растительные орнаменты, а третьего – и крест, и пальметта.
Остальные браслеты попроще. Это и разомкнутые, и завязанные, и витые, и гладкие круглые в сечении, и ромбические. При этом ни один из них не является близнецом другого – хотя приемы изготовления указывают, что их мог делать один мастер. И ведь хватило фантазии и навыков не повторяться! Например, в отдельную группу выделены четыре браслета с узлом из проволоки, который выполнен в виде спирального щитка. Все они имеют разное сечение и способ изготовления!
Семилучевые височные кольца - сестры-боизнецы, их изготовили в одной литейной форме. Датировка: вторая половина 11-го – первая половина 12-го века. В составе клада одна бусина, полностью покрытая зернью. Это такие мелкие серебряные в нашем случае шарики, которые поштучно напаиваются на корпус украшения. Представьте, насколько это долгая и утомительная работа...
Ну и денежки. В виде слитков-гривен. Ага, гривна в Древней Руси – это и шейное украшение, и валюта крупного достоинства. Сейчас мы о платежных средствах, в общем. У нас их: уже упомянутая целая гривна новгородского типа весом 204 г, две половинки одной разрубленной гривны общим весом 102 г и отрубленный кусок слитка-палочки весом 40 г.
На основании аналогий археологи датировали весь клад концом 11-го – первой половиной 12-го века. Хотя, например, некоторые типы браслетов известны даже для 10-го века.
И что у нас выходит? Небольшая сенсация, друзья мои, говорю я нравоучительным тоном. Датировка вполне обоснованна, а это значит, что клад старше окрестных поселений: большая часть селищ вокруг Старой Рязани появилась в конце 12-го столетия. Но есть нюанс, конечно. Кроме самого города в момент сокрытия клада существовало несколько скромных поселений вдоль дороги, которую реконструируют пока только в теории, и которая должна была соединять стольный град Рязань с ее «портом» у того самого уже известного нам, хоть и печально, села Исады на противоположной стороне Спасской луки. Расстояние между Исадами и Рязанью около 6 км посуху и 37 км по Оке. Где конкретно была сама пристань – пока неизвестно. Но археологи точно знают, что по берегу в конце 11-го века уже существовало несколько небольших селищ. А пристань-то была точно, как пить дать. Не зря село именуется Исадами. Исадом в средневековой Руси именовали… пристань. А потом – просто удобный для причаливания пляж и даже рыбацкий поселок. Короче, археологам есть, куда копать и в какую сторону думать. По крайней мере, клад 2021 года позволяет считать, что жизнь на берегах Оки на рубеже 11-12 веков была куда как оживленной. Вот и начальник Старорязанской археологической экспедиции ИА РАН Игорь Юрьевич Стрикалов о том же:
«Облик предметов Исадского клада позволяет отнести время его сокрытия к ранней истории Старой Рязани, в которой еще очень много белых пятен. Исадский клад явно древнее старорязанских, включает иные типы украшений, выполненные в более простой технике и более архаичной манере. Большинство найденных предметов уникально для региона Среднего Поочья».
Кстати, сейчас увидеть это изобилие можно в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике среди других шедевров древнерусского ювелирного искусства.
А вот посмотрите, что еще откопали в Старой Рязани.
И не забывайте про телеграм-канал.