Найти тему
Extreme Sound

"Классика хеви-метала": песня, которую Ронни Джеймс Дио называл одной из "величайших своих работ"

Начатая ещё во времена Black Sabbath, эта песня изменила карьеру Дио и стала одной из главных метал-композиций 80-х.

Когда в 1982 году 40-летний Ронни Джеймс Дио покинул Black Sabbath, устав от безудержного пристрастия к наркотикам гитариста Тони Айомми и басиста Гизера Батлера, в рукаве у величайшего хеви-метал вокалиста уже был припасён козырь.

Незадолго до этого Ронни начал работать над новой песней, изначально для Sabbath, но к тому моменту, как она была готова, он уже ушёл из группы. Вместо этого Дио записал её со своим новым коллективом, бросающим вызов самим названием - просто Dio.

Использование собственного имени было заявлением о личных и творческих амбициях. Ранее Ронни создал Rainbow вместе с Ричи Блэкмором, но фактически оставался на вторых ролях, что подтвердилось, когда Блэкмор его уволил. Он в одиночку возродил Sabbath, подарив им монументальный альбом Heaven And Hell, но снова оказался крайним, когда всё пошло наперекосяк.

Песней этой была Holy Diver. Она не только перевернула жизнь и карьеру Ронни, но и во многом определила звучание классического метала 80-х. Holy Diver мгновенно была признана бессмертной классикой, став и рок-гимном, и личным манифестом Дио.

Позже он утверждал, что текст посвящён похожему на Христа персонажу из другого мира - возможно, рок-звезде - который жертвует собой, чтобы спасти жителей другой планеты, когда те бросают его в море, чтобы не дать ему отправиться спасать другие миры.

Но дело не в буквальном смысле слов. Главное послание звучит громко и ясно в этом маршеподобном ритме, когда Дио провозглашает могучим рёвом: "Holy Diver! Ты слишком долго был на дне полуночного моря!"

Это Дио говорил сам с собой, заставляя себя подняться из пучины, где его оставили умирать те, кого он когда-то спас. Призывая себя к победе и мести: "Как глаза кота в черно-синей темноте! Что-то надвигается - берегись!".

Эта песня также говорила о новой великолепной группе, которую он собрал для записи, и в которой играл барабанщик Sabbath Винни Апис.

"Я считал его братом, - говорит сейчас Апис. - Я любил Тони и Гизера. Они предлагали мне остаться, но атмосфера и настроение были уже не те. Было гораздо проще уйти с Ронни и начать что-то новое".

Следующие несколько недель они провели, репетируя в маленьком деревянном сарае за домом Дио. Дио искал гитариста. Лос-Анджелес того времени был полон героев шестиструнной гитары, и почти все они прошли прослушивание. Больше всех понравился 25-летний Джейк И Ли, который, будучи отвергнутым Дио, вскоре присоединится к группе Оззи Осборна.

"Он был отличным гитаристом, - вспоминает Апис. - Но Ронни хотел, чтобы группа была более интернациональной, а не просто очередной американской командой".

Жена и менеджер Дио, Венди Дио, отмечает, что и Rainbow, и Sabbath были британскими группами с американскими участниками. "Ему ближе мышление британских музыкантов, чем показная виртуозность американцев. В нём было больше мелодии".

Он также любил британский юмор - его любимым сериалом был "Фолти Тауэрс" - и предпочитал крепкий английский эль и индийские рестораны. "Как будто в прошлой жизни он был британцем".

Вернувшись с Аписом из поездки в Лондон, где они искали новых музыкантов, к ним присоединились бывший басист Rainbow Джимми Бэйн и 20-летний неизвестный гитарист-виртуоз из Северной Ирландии по имени Вивиан Кэмпбелл. Бэйн, которому тогда исполнилось 35 лет, был бывалым шотландцем. Апис вспоминает их первую репетицию: "Джимми лежит на сцене, играет. Я говорю: "Ронни, с ним всё в порядке?". Он говорит: "Не волнуйся. Он всегда такой"".

Кэмпбелл же, напротив, был полон иллюзий: "Я был большим поклонником Rainbow. Для меня Дио был настоящей звездой, и было странно просто находиться с ним в одной комнате".

Первой песней, над которой они начали работать в студии Sound City в Ван Найсе, была Holy Diver, за которой последовали ещё восемь треков, вошедшие в дебютный альбом Dio (группы), также названный Holy Diver.

"Мы много курили травки, к нам приходили друзья, - вспоминает Кэмпбелл. - Атмосфера была отличная".

Обвинения в том, что Holy Diver была чрезмерно "вдохновлена" песней Survivor "Eye of The Tiger", ставшей большим летним хитом в 1982 году, были категорически отвергнуты в автобиографии Ронни "Rainbow in The Dark", опубликованной посмертно, в которой он писал: "Этот гимновый, маршевый ритм лежал в основе многих грандиозных музыкальных моментов. Дело не в размере, а в том, что ты с ним делаешь. У Survivor был большой поп-хит. У меня - новая классика хеви-метала на все времена".

Сам Ронни, говоря о Holy Diver, назвал её "одной из самых великих своих работ". "Рок, но не просто шум. Отличная песня, отличное исполнение". И отличный вокал, добавим мы.

"На мой взгляд, это была запись с классическим звучанием, - говорит Кэмпбелл. - В роке тогда многое менялось, появлялись такие группы, как Ratt и Dokken. Но Ронни хотел записать очень классический альбом, и он был непреклонен в этом".

Первый сингл с альбома, Holy Diver, возвестил о появлении пластинки, которая сейчас считается одной из трёх величайших работ певца. Но если первые две - Rising группы Rainbow и Heaven And Hell группы Sabbath - сделали Ронни самым известным "оживителем" карьер в роке, то Holy Diver открыла перед ним новые творческие горизонты.

Цель Ронни, о которой он рассказал мне незадолго до своей смерти в 2010 году, состояла в том, чтобы "наконец-то делать всё так, как я хочу, без компромиссов". Достаточно один раз услышать проникнутый боевым духом Holy Diver, чтобы убедиться: ему это удалось.