Найти тему
Extreme Sound

"Sabbath был кораблем-призраком, когда я присоединился": откровенный рассказ Ронни Джеймса Дио

В отрывке из своей посмертной автобиографии Ронни Джеймс Дио рассказывает, как создавался альбом Black Sabbath "Mob Rules" 1981 года.

Статья для канала Дзен, вдохновленная материалом журнала Metal Hammer

Начало 80-х застало Ронни Джеймса Дио на перепутье. Покинув Rainbow в 1979 году, он искал новую группу и случайно встретил Тони Айомми в баре Rainbow на бульваре Сансет. В тот же вечер Тони предложил ему место вокалиста в Black Sabbath, освободившееся после ухода Оззи Осборна.

Ронни Джеймса Дио
Ронни Джеймса Дио

Поначалу творческий союз казался идеальным – результатом стал классический альбом Sabbath "Heaven And Hell" (1980). Однако к моменту записи их десятого студийного альбома "Mob Rules" (1981) в группе наметился раскол.

В этом отрывке из своей посмертной автобиографии "Rainbow In The Dark", отредактированной Миком Уоллом, Дио раскрывает секреты создания альбома "Mob Rules".

«Одной из сбывшихся мечт стало выступление Sabbath в качестве хедлайнеров в Madison Square Garden в октябре. Я вспомнил те дни, двадцать лет и несколько жизней назад, когда проходил мимо этого зала, смотрел на имена на афише и мечтал увидеть там свое. И пусть моего имени там не было, но выступала моя группа. На концерт пришло 19 900 человек, и по данным Billboard, он стал самым кассовым в США на той неделе. Я наконец-то спел в Madison Square Garden! Само выступление было не идеальным. Помню, что за кулисами у меня случился конфликт с Сэнди Перлманом, но все это забылось, как только я вышел на сцену. Это был важный момент для меня.

Также было здорово отправиться с группой в их первый тур по Японии. С Rainbow я привык выступать хедлайнерами перед 15 000 зрителей в Budokan. С Sabbath мы отыграли серию концертов в более скромных залах Токио, Киото и Осаки. Затем была неделя концертов в залах такого же размера в Сиднее.

Вскоре после этого мы уволили Сэнди, и я взял на себя управление, пока мы не найдем замену. Именно тогда у меня появилась репутация человека, который любит командовать. Это было правдой, я стал намного напористее. Мне приходилось быть таким. Sabbath был кораблем-призраком, когда я присоединился к ним. Им отчаянно нужен был капитан, и я был более чем счастлив взять на себя эту ответственность, пока не осознал, насколько глубоки некоторые проблемы и насколько неразрешимы некоторые из них.

Тем временем нам нужно было записывать второй альбом. Для первого альбома мы с Тони писали песни в уединенной обстановке, в гостиной с маленькими усилителями. К написанию этого альбома мы подошли иначе. Мы арендовали студию, выкрутили громкость на максимум и просто отрывались. Можно сказать, что это создало совсем другое настроение.

В процесс включился Гизер, и это неизбежно повлияло на химию, которая была между мной и Тони, когда мы работали вдвоем. Стало очевидно, что Гизер снова хочет участвовать в написании текстов. Во времена Оззи, хотя Оззи и придумывал свои вокальные мелодии, тексты почти всегда писал Гизер. Достаточно взглянуть на тексты таких классических песен, как War Pigs или Children Of The Grave, чтобы оценить талант Гизера. Но я написал все тексты для Heaven And Hell, да и всегда писал тексты сам. Мне никогда не нужен был соавтор. И сейчас он мне тоже был не нужен. Мы с Гизером были друзьями, но именно с этим я пришел к Тони и в Sabbath: я принес вокал, вокальные мелодии и тексты. Это вбило клин между нами. В конце концов, мы преодолели это, но на данный момент это была рана, которая упорно отказывалась полностью заживать.

Тони делал вид, что не замечает никаких перемен. Он знал Гизера и работал с ним всю свою карьеру; у них, очевидно, была гораздо более тесная связь. Это не имело значения, когда мы только начинали писать вместе. И хотя мы по-прежнему отлично работали вместе, я чувствовал, что Тони отдаляется от меня – сначала немного, потом все больше и больше.

Недовольство Тони вызвало то, что я недавно подписал сольный контракт. После успеха Heaven And Hell группа смогла добиться более выгодных условий контракта с нашими звукозаписывающими компаниями – Warner Bros. в Америке и Polygram в Европе. Новый контракт включал в себя предложение сольного контракта для меня. Это был не очень денежный контракт, и речи о том, чтобы сделать из меня сольную звезду, не шло. Это было выгодное предложение, которое должно было дать мне возможность записать собственный альбом в будущем, в перерывах между обязательствами перед Sabbath. Сначала я хотел записать альбом со всеми своими друзьями, такими как Керри Ливгрен из Kansas, ребята из Elf, Дэвид Стоун, Сканк Бакстер и другие музыканты, с которыми я играл до встречи с Тони. Я хотел, чтобы это был веселый альбом. Но Тони увидел в этом совсем не то, что я. Думаю, он счел предложение сольного альбома попыткой посеять раздор, и был очень зол на меня.

Первой песней, которую мы записали, стала The Mob Rules, в честь которой в итоге и назвали альбом. Мы с Тони придумали один из наших лучших рок-боевиков в бывшем загородном доме Джона Леннона – Tittenhurst Park, недалеко от Аскота: знаменитом белом доме, где записывался и снимался альбом Imagine. Мы просто джемовали, набрасывая идеи для песни, которую нас пригласили написать для саундтрека к готовящемуся к выходу анимационному фильму Heavy Metal с Джоном Кэнди в главной роли. Фильм провалился, но песня получилась что надо.

Остальную часть альбома мы записывали на студии Record Plant в Лос-Анджелесе. Продюсером снова был Мартин, и в большей части музыки чувствовалась невероятная энергия, но мы никак не могли отделаться от мысли, что это продолжение Heaven And Hell, и нам нужно было оправдать ожидания. Признаюсь, песня Turn Up The Night была подсознательной попыткой создать вторую Neon Knights. Voodoo задумывалась как Children Of The Sea этого альбома. Лучшей песней стала Sign Of The Southern Cross, которая, на мой взгляд, является одной из лучших наших работ, наравне с Heaven And Hell, а может быть, даже лучше.

Вышедший в ноябре 1981 года альбом Mob Rules не смог повторить успех своего предшественника, заняв 12-е место в британских чартах и снова попав в топ-30 в Америке. Отзывы были неоднозначными. Тем, кому он понравился, он очень понравился. Те, кто его не понял, просто пожали плечами. Для меня он остается одним из лучших альбомов, которые я когда-либо делал. Вернувшись к гастрольной деятельности, Sabbath пользовались таким же успехом, как и раньше. Мы снова отыграли концерт в Madison Square Garden, собрали аншлаги в LA Arena и LA Forum. Мы гастролировали с ноября 1980 по август 1981 года, в основном по Америке. Мы были на волне. Однако к концу тура я почувствовал, что мы катимся не в ту сторону и можем разбиться.

Я чувствовал себя все более отчужденным от Тони и Гизера. Я любил иногда покурить травки и выпить пива, но не употреблял кокаин и терпеть не мог тяжелые наркотики. Мы с Тони, возможно, и находили общий язык, когда джемовали или писали песни, но в социальной жизни мы были как небо и земля. Винни стал моим лучшим другом. Он был из Бруклина. Мы оба были ньюйоркцами. Нам нравилась одна и та же еда. К концу тура мы с Винни после концертов уезжали на одной машине, а Гизер с Тони – на другой.»