Ограничения вводят с конца сентября.
Национальный банк Киргизии опубликовал на своем сайте постановление с ограничениями для местных банков. Они теперь не смогут:
«…принимать к исполнению платежные поручения и иным образом осуществлять расчеты по контрактам, заключенным иными лицами, предметом которых являются товары, работы и услуги, следующие из иностранных государств или в иностранные государства, без реальной поставки на территорию Кыргызской Республики…».
Важный нюанс: предусмотрены исключения для уполномоченных госкомпаний, определенных кабмином.
Ограничения приняты «в целях обеспечения экономической безопасности и поддержания финансовой стабильности».
Впрочем, реальная причина понятна – усиливающееся давление со стороны американских регуляторов. Сообщения об «американском десанте» и угрозах, в частности, отключения от SWIFT, поступают из Киргизии регулярно.
Не секрет, что эта страна стала одним из каналов для транзита товаров из других стран в Россию. Причем далеко не всегда эти товары физически оказывались на территории КР. Так, например, после запрета реэкспорта авто из Грузии в Россию поток машин переориентировался именно на Киргизию.
Получается, теперь этот канал закрывается и будет возможен только реальный транзит товаров?
Не факт.
Вопрос в том, насколько широкой окажется лазейка, связанная с исключениями.
Речь идет о госкомпаниях, которые имеют стратегическое значение для экономики Киргизии и занимаются добычей полезных ископаемых, энергетикой, транспортом и другими ключевыми отраслями.
Также, как считают юристы, смогут проводить платежи без ограничений компании, осуществляющих гуманитарные проекты или проекты, направленные на развитие сотрудничества между Киргизией и другими странами.
Получается, варианты есть. И все, конечно, будет зависеть от правоприменительной практики.
По нашим оценкам, несмотря на все трудности Кыргызстан остается одной из лучших юрисдикций для финансовых операций российского бизнеса и частных лиц.