Слыхали, вот-вот введут золотые рубли?! Хотя нет, будет единая золотая валюта стран БРИКС, тут доллару и каюк настанет! Вот только есть ли у нас столько золота? Впрочем, при Николае II тоже прибеднялись, но золотые червонцы тем не менее чеканили. Слухов множество, а как на самом деле?
Сюжет: Банки и финансовый кризис
Есть такой иронический штамп – «британские учёные». Впору ввести в оборот ещё один – «британские экономисты». Алесдер Маклеод, британский финансовый аналитик и биржевой маклер, сообщил о тайных планах российского руководства привязать рубль к золотому стандарту, как это сделали в первые годы правления императора Николая II. Тогда у министра финансов Сергея Витте в 1897 году вполне получилось: золотой рубль обменивали на банковские кредитные билеты в соотношении 7,5 бумажного рубля за пятирублёвый «полуимпериал». Злопыхатели доказывали, что России не хватит её золотого запаса, но, как вспоминал тогдашний министр финансов Владимир Коковцов, уже к 1904 году Госбанку удалось обеспечить золотом «всё количество бумажных денег, выпущенных в народное обращение». Рос и золотой запас. По словам Коковцова, «к началу 1904 года запас золота в Госбанке составлял 900 млн рублей (ассигнаций было напечатано всего на 580 млн)», а затем он стал расти и «начиная с 1908 года дошёл к концу 1913 года до суммы свыше 1 млрд 680 млн рублей». Короче говоря, затея с золотым рублём вполне удалась, что позволило добиться положительного торгового баланса, роста промышленности и сельхозпроизводства, а главное – превратить рубль в конвертируемую валюту.
Если тогда смогли, что мешает повторить сейчас, отвязавшись, наконец, от доллара с евро? Вот и Маклеод пишет: «Важно, что российский золотой стандарт положит конец всей мировой системе «фиатных» валют и самому доллару. И это станет последним гвоздём в гроб американского империализма!»
По мнению Маклеода, привязать рубль к золоту будет проще простого. У России немалый золотой запас – порядка 2,5 тыс. тонн. Плюс 300–350 тонн драгоценного металла добывается ежегодно. Вот только хватит ли запасов, чтобы «покрыть» ими всю бумажную наличность? Маклеод заверяет, что хватит. Если, конечно, прекратить продажу на экспорт
Поменять бумагу на металл
По окончании Второй мировой войны американский доллар решили привязать к золоту и таким образом создать глобальную валюту со стабильным курсом. Зафиксировали цену золота – 35 долларов за тройскую унцию (31,1 грамма), то есть грамм золота стоил примерно доллар. Идиллия длилась два десятилетия, пока президент Франции Шарль де Голль не подложил американцам свинью. В 1964 году в ответ на выкуп за бесценок заокеанским концерном «Крайслер» контрольного пакета акций французского производителя SIMCA де Голль (заручившись поддержкой министра экономики Валери Жискар д’Эстена и премьера Жоржа Помпиду – двух будущих президентов Франции) провозгласил курс на финансовую независимость. «Де Голль, – писал в январе 1965 года журнал Time, – использовал экономику в качестве политического оружия, ударив США в самое больное место, по золотому запасу, породив сомнения в устойчивости американской экономики». А генерал только и сделал, что вернул американцам без малого 1,5 млрд долларов, потребовав взамен выдать ему золото. Ему это золото выдали, хотя и не за все 1,5 млрд бумажек, а вроде как за 300 млн (в некоторых источниках упоминается 150 млн). Позже правдами и неправдами де Голль в итоге обменял на слитки все полтора миллиарда. А примерно через полтора года его вынесли из президентского кабинета студенческие протесты. Как предполагается, инспирированные Вашингтоном. Впрочем, и Америка пропустила ощутимый удар – в начале 70-х годов доллар пришлось «отвязать» от золота и «привязать» к нефти, что тоже ничем хорошим не кончилось, ибо грянул энергетический кризис. Но это уже другая история, так что вернёмся к золоту и перспективе «золотого рубля».
По мнению Маклеода, привязать рубль к золоту будет проще простого. У России немалый золотой запас – порядка 2,5 тыс. тонн (РФ на пятом месте в мировом рейтинге, первые американцы, за ними немцы, итальянцы и французы). К тому же у России хватает природных ресурсов, позволяющих ежегодно добывать порядка 300–350 тонн драгоценного металла. Примерно 60 тонн в год «съедается» на внутреннем рынке (половину – ювелирка, ещё половину – физлица), ещё около 100–120 тонн уходит за рубеж. Так или иначе драгметалла достаёт всем. Вот только хватит ли запасов, чтобы «покрыть» ими всю бумажную наличность? Маклеод заверяет, что хватит. Если, конечно, прекратить продажу на экспорт. Стоимость золотого запаса России в денежном эквиваленте составляет порядка 180 млрд долларов, или 16 трлн рублей. Сколько налички в обороте – поди знай, но если измерить банковскими кредитами (как в том мультике, где удава мерили в мартышках и попугаях), получается, что общий объём займов населения в кредитных организациях составляет порядка 35,3 трлн рублей. То есть вдвое больше, чем удастся покрыть. Аналогичные трудности, надо признать, испытывал и Сергей Витте, но тогда ситуация выправилась примерно за шесть-семь лет. Поначалу удавалось «покрыть золотом» примерно пятую часть денежного оборота. Золотые империалы, от греха подальше, не продавали крестьянам – чтобы те по кубышкам не растащили. Но к 1906 году дело наладилось и золотые червонцы вошли в оборот.
Не всё золото, что блестит
Собственно, все трудности, которыми пугают экономисты, не так чтобы слишком страшные. Да, придётся регулировать кредитные задолженности, выравнивать дебет с кредитом, удерживая ситуацию в равновесии. Возможно, предстоит комплексная перестройка всей финансово-экономической системы страны (тем же самым пугали и Витте с Коковцовым). Но можно пойти по другому пути, обеспечив золотом часть стоимости рубля (так было, к примеру, до реформы Витте, но из-за резкого удешевления серебра та система пришла, так сказать, в негодность). Вывозить золото и продавать его за валюту на внешнем рынке, конечно же, будет нельзя, что многих огорчит. Сегодня на Западе отказались покупать российское золото, чтобы ограничить приток валюты в РФ. Но золото всё равно покупают – ОАЭ в 2022 году (более свежую статистику прикрыли) импортировали 75,7 тонны на 4,3 млрд долларов, китайцы и турки – по 20 тонн. Также известно, что какую-то часть российского золота через «прокладки» закупают британцы, но статистика свежих продаж закрыта. Маклеод вот пишет, что почти всю ежегодную добычу Россия продаёт – порядка 300 тонн. Но эта цифирь целиком на его совести.
Такая вот Джамахирия
Ну, и как прикажете относиться к такому раскладу? Видимо, только иронически. Каковы бы ни были теоретические расклады, в мире давно не осталось ни одной страны, которая бы стремилась привязать курс национальной валюты к золоту. Имелись такие планы у лидера Ливийской джамахирии Муаммара Каддафи, планировавшего трансафриканскую водную экспансию, но тем планам было не суждено воплотиться в жизнь. То, что предлагает сделать Маклеод, теоретически возможно, и его расчёты это доказывают. Но то, что он предлагает, по сути, невероятно с точки зрения воплощения. Скажем, гужевой транспорт – и экологично, и эстетично, и сравнительно безопасно. Вот только это уже позапрошлый век, даже в самой забытой богом глубинке никому и в голову не придёт пересаживаться с автомобиля на кобылу. Да и вообще, о каком переходе на золотой рубль с фиксированным курсом можно вести речь, если не удаётся надолго зафиксировать даже темпы повышения цен на ЖКХ? А золотой стандарт предполагает, что мы должны будем зафиксировать вообще всё. Есть такие пугалки для западного читателя: мол, Россия вот-вот взорвёт ядерную бомбу или что новая лихорадка макак поразит население Евросоюза, однако оставит в живых китайцев и русских. Вот из той же серии и переход к золотому рублю. Кстати, и про БРИКС сообщают нечто подобное – что страны-члены однажды соберутся да и учредят золотой стандарт, единую валюту сообщества. Кто-то испугается, кто-то напряжётся, а понимающие люди посмеются, и только.
Влад Крымский