Найти тему

Погружение в творчество Достоевского. Остановка 1. Неточка Незванова

Напомню, этот учебный год, девять месяцев, я решила провести с произведениями Федора Михайловича Достоевского. Может быть из этой затеи родится что-нибудь путное, какое-то новое знание о себе и о мире, о смысле жизни или что-то вроде того. Чуть подробнее об этом писала здесь:

Решила начать с небольшого раннего произведения, почему-то предположив, что это будет проще. Не тут-то было. Федор Михайлович сразу, без прелюдий, погружает в бездну отчаяния. Так что, пристёгивайте ремни. Поехали!

Книги Ф.М. Достоевского в моей библиотеке
Книги Ф.М. Достоевского в моей библиотеке

Эту повесть я ранее не читала и даже не была знакома с историей ее написания. Оказывается, произведение задумывалось как роман, идею которого автор довольно долго вынашивал. В 1849 три первые части этого романа были опубликованы в журнале "Отечественные записки"...

А потом последовал арест, приговор, Омский острог...

Вернувшись из ссылки, Федор Михайлович не захотел дописывать роман. Переработал уже написанные три части, чтобы получилась повесть. В современном издании отсутствует деление на части, только на главы. Но, конечно, легко угадываются границы частей, т.к. происходят довольно большие перемены в окружающей главную героиню обстановке. Повесть объединяет три вполне самостоятельных сюжета, которые для удобства рассказа о них я все-таки буду называть частями.

Часть 1. Униженные и оскорбленные

Этот сюжет мне кажется вполне традиционным для Достоевского. Повествование ведется от лица Неточки (Анны, Аннет). Она рассказывает о беспросветно трудной жизни своих матери и отчима.

Ютятся они в одной комнате на чердаке большого дома. Из единственного окна, расположенного так высоко, что забраться туда можно только подставив лавку и стул, открывается вид на другие, благополучные дома. Неточка часами сидит на окне. Но выход наружу - это стресс. Мать временами отправляет ее в лавку за продуктами. Но соседские мальчишки дразнят девочку, заставляют спасаться бегством, разливая только что купленное молоко или роняя в снег копейки, полученные на сдачу.

В семье все, понятное дело, тоже не благополучно. Скудный доход в семью приносит только мать. А отчим, непризнанный гениальный скрипач, все время тратит на рассуждения о своем таланте и о бездарности всех прочих музыкантов, а все деньги на алкоголь, который подогревает и его красноречие, и его жалось к себе, и его обиду на весь окружающий мир.

Чем эта часть заканчивается легко догадаться, поэтому говорить об этом не буду. Но хочу отметить, что несмотря на то, что сама ситуация очень типична для Достоевского, но читается это все на одном дыхании, с большим интересом. Филигранно прописаны мечты, чувства, стремления, мотивы, сомнения, страхи... Словом, все то, что и составляет уникальную человеческую личность.

Часть 2. Аня + Катя = любовь?

В 9 лет Неточка по случайному стечению обстоятельств оказывается в богатом доме, который снаружи выглядит как рай на земле. Но оказывается, что и внутри княжеской семьи, проживающей в этом доме, не все благополучно. Князь и княгиня месяцами не общаются друг с другом, их дети с трудом лавируют между отеческой добротой и материнской требовательностью. И весь дом живет в страхе перед старушкой-затворницей, которая строит из себя святошу, а на деле представляет из себя черствую, надменную, бесчувственную старуху.

Эта часть романа, пожалуй, самая неоднозначная. Много вопросов вызывает и сам факт того, каким образом и на каких правах Неточка попадает в эту семью. Но больше всего вопросов к тому, что происходит между Неточкой (Аней) и Катей, княжной, дочкой хозяев дома.

Но вопросы эти появляются из-за "развращенности" нашего времени. Сейчас неприличными стали и слово "голубой", и изображение радуги, и, разумеется, подобное чувство влюбленности между маленькими девочками.

Но надо отключать свой внутренний "опошлитель" перед чтением классических произведений. Хотя, пожалуй, и Федор Михайлович несколько переусердствовал в описании любви, страсти, тоски героинь. Но Федору Михайловичу простительно, он все-таки маленькой девочкой никогда не был, а, наблюдая со стороны, не всегда можно понять суть происходящего.

А вот Марина Цветаева, которая маленькой девочкой когда-то была, более точно описала по сути то же самое чувство - любовь, которая наполняет все существо, но еще не "фокусируется", стреляет без прицела, попадая в совершенно разные объекты:

Когда горничная походя сняла с чужой форточки рыжего кота, который сидел и зевал, и он потом три дня жил у нас в зале под пальмами, а потом ушел и никогда не вернулся - это любовь. Когда Августа Ивановна говорит, что она от нас уедет в Ригу и никогда не вернется - это любовь. Когда барабанщик уходил на войну и потом никогда не вернулся - это любовь. Когда розово-газовых нафталинных парижских кукол весной после перетряски опять убирают в сундук, а я стою и смотрю и знаю, что я их больше никогда не увижу - это любовь. То есть это - от рыжего кота, Августы Ивановны, барабанщика и кукол так же и там же жжет...
(Марина Цветаева. Мой Пушкин)

И дальше она напишет, что только когда увидела на сцене Онегина и Татьяну, поняла, что вот это - Любовь.

Героини Достоевского еще слишком юные, чтобы настоящие любовь, страсть, тоску чувствовать, поэтому называют этими словами те привязанность, нежность, восхищение, которые испытывают друг к другу. Кроме того, ни у одной из них не было перед глазами примера счастливого, или хотя бы нормального, союза мужчины и женщины.

Наши героини, Катя и Аня, книжек не читали, картинок не смотрели, с другими детьми не общались, поэтому нет ничего удивительного в том, что свою любовь они направили друг на друга.

Часть 3. Письмо

Третья часть - еще одна семья, еще одна загадка... Неточка живет в этой семье вполне благополучно до своих 16 лет... Пока не происходит разоблачение той тайны, которая делала атмосферу в семье болезненной и загадочной.

Это пожалуй самая высокопарная, надуманная, романтизированная часть. И т.к. я вообще не поклонник литературы романтизма, то я лучше свое мнение при себе оставлю, чтобы никого не ранить. И вместо пересказа событий этой части вспомню замечательные стихи Пушкина:

-2

Если бы герои Достоевского последовали примеру Пушкина, то и не было бы третьей части в повести "Неточка Незванова".

Самая сильная часть, конечно, первая. Она же самая интересная, достоверная, жизненная. Она затрагивает вопросы, вероятно, особенно важные для самого Достоевского - природа творчества, гениальность, реализация своего творческого потенциала. И, возможно, перед Неточкой тоже должен был встать вопрос - что такое творчество? Как не загубить заложенные от рождения таланты? Но до этого момента история не дописана. Все увязло в каком-то сентиментальном трагизме, исступленных слезах, отчаянии, заламывании рук и нервных припадках.

Неточка со своим отчимом. Иллюстрация из сети интернет. Не нашла автора((
Неточка со своим отчимом. Иллюстрация из сети интернет. Не нашла автора((

Я рада, что прочитала эту повесть. И наглядно вижу, что и Достоевский - не сразу родился гением, а прошел долгий пусть своего творческого становления. В этом он похож на героя повести "Неточка Незванова":

Я страстно любил свое искусство, хотя знал при самом начале моего пути, что большего мне не дано, что я буду, в собственном смысле, чернорабочий в искусстве; но зато я горжусь тем, что не зарыл, как ленивый раб, того, что мне дано было от природы, а, напротив, возрастил сторицею, и если хвалят мою отчетливость в игре, удивляются выработанности механизма, то всем этим я обязан беспрерывному, неусыпному труду, ясному сознанию сил своих, добровольному самоуничтожению и вечной вражде к заносчивости, к раннему самоудовлетворению и к лени как естественному следствию этого самоудовлетворения.

Рубеж №1 считаю пройденным. Двигаемся дальше. Впереди еще много интересного!