Найти тему

Вдохновение и одиночество: ЭДГАР ДЕГА. Часть вторая: ТОП-7 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем разговор о французском художнике Эдгаре Дега, начатый ранее:

Эдгар Дега считается одним из главных художников-импрессионистов, но на самом деле он сильно отличался от них. Дега всегда придерживался независимого стиля и, в отличие от других импрессионистов, не любил пейзажи. Самой большой страстью Дега было изображение жизни танцовщиц, чем он продолжал заниматься в течение 40 лет. Ему также нравилось рисовать купальщиц и сцены скачек. Дега оставил после себя более 2 000 картин, пастелей и скульптур.

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-7 произведений мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

7. Оркестр оперы, 1868-1869

Оркестр оперы, 1868-1869
Оркестр оперы, 1868-1869

Хотя главным героем этой картины является друг Дега, фаготист Дезире Дио, художник с такой же тщательностью изобразил и других оркестрантов. Особенно поражает новизна композиции полотна, в которой головы танцоров не «совпадают» с холстом. Здесь Дега впервые пытается воспроизвести эффект искусственного освещения.

6. Семья Беллели, 1858-1862

Семья Беллели, 1858-1862
Семья Беллели, 1858-1862

На этом внушительном групповом портрете изображены тётя Дега Лаура, ее муж барон Дженнаро Беллели и двое их детей. Лаура беременна третьим ребенком, но прикрыта черным платьем. В это время она все еще носила траурные одежды по своему недавно умершему отцу (деду Дега), чей портрет висит позади Лауры. Дега начал работать над картиной в 1858 году, когда гостил у родственников во Флоренции. Во время пребывания там он сделал несколько предварительных набросков, но окончательный вариант был написан по возвращении в Париж в 1859 году. К тому времени портрет стал самой амбициозной работой художника. Фигура, изображенная на картине, выполнена почти в натуральную величину, а сама картина кажется хорошо продуманной. По силе и глубине композиции видно, что художник хотел продолжить традиции канона итальянского Возрождения и предшествующих мастеров, особенно Энгра, написавшего в Италии большое количество выдающихся портретов. В то же время картину отличает свежий стиль и уникальная перспектива художника. Фигуры на портрете находятся в эклектичных позах, а общее впечатление - сильная привязанность.

5. Мадемуазель Лала в цирке Фернандо, 1879

Мадемуазель Лала в цирке Фернандо, 1879
Мадемуазель Лала в цирке Фернандо, 1879

Даже по меркам Дега эта работа смелая и необычная. На картине изображена акробатка, подвешенная за зубы на канате под куполом цирка. Ракурс, выбранный для этой картины, таков, что мы видим акробатку глазами зрителей, которые удивлены и восхищены ее смелым трюком. Художники всех мастей были очарованы Дега, чья смелость и мастерство вызывали восхищение. Изобразить акробатку под углом было необычайно сложно, но Дега, как всегда, справился с задачей на отлично. Цирк Фернандо открылся в 1875 году и вскоре стал любимым развлечением парижан. Одним из художников, на которых повлиял цирк, был Тулуз-Лотрек, а мадемуазель Лала стала его звездой. В тот же год, когда Дега создал картину, мадемуазель Лала гастролировала в Лондоне, и газетный обозреватель написал, что акробаты «потрясли весь город» и «превзошли по силе и мастерству все, что зрители видели раньше».

4. Хлопковая биржа в Новом Орлеане, 1873

Хлопковая биржа в Новом Орлеане, 1873
Хлопковая биржа в Новом Орлеане, 1873

Эта картина была написана, когда Дега гостил у родственников в Новом Орлеане. Темой, которую Дега выбрал для полотна, стала жизнь делового офиса - предмет, которого художники до тех пор избегали. В атмосфере деловой обстановки Дега прекрасно передал точные портреты людей, и в целом картина представляет собой яркую зарисовку повседневной жизни, скорее отклик на романы Эмиля Золя, чем на многочисленные работы Дега и его современников. В то время Новый Орлеан был четвертым по величине городом в США, соперничая с Нью-Йорком в качестве морского порта. Процветание города основывалось на торговле хлопком. В письме к другу Дега писал: «Здесь все живут только ради хлопка и еще раз - хлопка». Мишель Мюссон, дядя Дега и хлопковый маклер, сидит на переднем плане картины, Рене де Га, младший брат художника, читает газету, а Ахилл де Га, другой его брат, прислонился к перегородке слева на заднем плане. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан, и Дега гордился их успехом. На этой картине изображен офис его дяди, куда двое мужчин заходят с угрюмым визитом, пока все остальные заняты работой. Работа производит впечатление спонтанности, но, как и во всех картинах Дега, написанных маслом, композиция хорошо продумана. Например, фигуры, одетые в черное, так ярко выделяются на заднем плане, что кажутся выпирающими из картины.

3. На скачках или Жокеи перед стартом, 1877-1880

На скачках или Жокеи перед стартом, 1877-1880
На скачках или Жокеи перед стартом, 1877-1880

Картину отличает четкая композиция: диагональная линия соединяет всадника слева с колесом справа, а головы всадников складываются в горизонтальную линию. Художник сосредоточен на сцене, происходящей на переднем плане, а фон (зелень, толпа, холмы) очерчен лазурью, но с эффективными цветовыми точками.

2. Абсент, 1876

Абсент, 1876
Абсент, 1876

Одна из самых известных работ Дега и одна из самых спорных в свое время, эта картина изображает пьяную и уставшую пару, выпивающую в парижском кафе Nouvelle Atlantique. Героиню легко узнать по стоящему перед ней бокалу, наполненному абсентом бледно-зеленого цвета. Абсент - крепкий напиток, который был очень популярен в то время, но позже был запрещен к производству, так как был вреден для здоровья. Моделями для этой картины стали актриса Эллен Андре и художник Марселен Дебутен, друзья Дега. Две фигуры удалены от центра композиции, что придает полотну атмосферу хрупкости. Картина кажется срезом реальной жизни. Мы видим двух обычных людей, потерявших надежду. Консервативные критики писали, что художнику следовало бы найти более возвышенную тему, и в 1892 году работа была продана за низкую цену на аукционе в Лондоне под хор криков. В следующем году работа была включена в лондонскую выставку, где ее описывали как «отвратительную», «отталкивающую», «уродливую» и «вульгарную». Но были и более проницательные критики. Д.С. МакКолл, один из первых английских писателей, отстаивавших импрессионизм, писал: «Картина содержит бесконечные глубины смысла, которые повторяются снова и снова».

1. Голубые танцовщицы, 1890

Голубые танцовщицы, 1890
Голубые танцовщицы, 1890

«Голубые танцовщицы» (1890) - одна из многих работ, изображающих балерин перед выступлением. В этой поздней работе Дега внимание сосредоточено в первую очередь на ярких цветовых пятнах, а линии, когда-то столь любимые художником, играют здесь второстепенную роль. Мягкие формы напоминают поздние работы Клода Моне.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: