Найти тему
Жорик – историк

9 сентября — первое заказное убийство в современной России

О тихом небольшом поселке в пригороде Сергиева Посада под названием Семхоз вряд ли кто-то сейчас вспомнит. А ведь 34 года назад в нем произошло первое заказное убийство в истории современной России, которое так и не раскрыли.

Случилось оно 9 сентября 1990 года. Настоятель Сретенской церкви в Новой деревне (теперь это в черте города Пушкино) протоиерей Александр Мень спешил на утреннюю службу. От его дома до железнодорожной станции было всего 300 метров, но на полпути неизвестный нанес отцу Александру смертельную рану — ударил сзади металлическим предметом по голове. Какое-то время, зажимая рану рукой, в состоянии болевого шока священник продолжал идти к станции, потом повернул домой и упал около калитки. Смерть произошла от большой потери крови.

Убийство популярного священника вызвало такой резонанс в обществе, что расследование взял под личный контроль Михаил Горбачев, а вслед за ним и Борис Ельцин, бывший в ту пору председателем Верховного совета РФ. Разумеется, при таком надзоре команды следователей бросились «рыть землю».

И что же? По горячим следам арестовали соседа Меня, бывшего уголовника Геннадия Бобкова. Тут же объявили, что дело раскрыто, а причина убийства — бытовая ссора. Однако в дело вмешались спецы из КГБ, которые омрачили его своим вердиктом: «Проведенный анализ и добытая оперативным путем информация показали, что причастность Бобкова Г. А. целенаправленно сфальсифицирована. Наиболее вероятной причиной, заставившей его взять на себя вину за убийство А. Меня, является оказание на него психологического и физического воздействия со стороны одного из сотрудников милиции».

После такого конфуза следствие передали другой бригаде, которая стала разрабатывать одновременно сионистский и антисионистский заговоры. Потом евреи ушли на задний план, а основной стала политическая версия — растущая популярность отца Меня, его выступления по телевидению раздражали некоторых руководителей в высших эшелонах светской и клерикальной власти.

-2

Но какие бы версии ни вертелись в следственной карусели, в них не было главного — исполнителя или заказчика. В 1994 году за расследование убийства Меня взялась уже третья бригада. И опять наружу выплыла версия бытовухи. Новым убийцей священника объявили Игоря Бушнева, ранее судимого и пьющего типа. Дело дошло до суда, но на нем произошло немыслимое в российском правосудии — прокурор попросил суд вынести обвиняемому оправдательный приговор.

Ровно через 10 лет после убийства Меня дело было приостановлено. «В связи с полной исчерпанностью всех возможных следственных действий», — так объявила Генпрокуратура РФ.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц