Найти тему
Внук Эзопа

Сверхчеловек Ницше: мост к будущему или вызов современности?

В серии речей, произнесённых устами пророка Заратустры, Ницше предлагает то, что философ Питер Берковиц назвал «этикой самообожествления» — набор строгих требований, направленных на то, чтобы познакомить современных людей, после смерти Бога, с возможностью «стать богами».

Слишком долго, считал Ницше, люди воплощали свои высшие ценности и идеалы совершенства в космосе. Пришло время, думал он, чтобы индивид осознал себя творцом этих ценностей и, таким образом, смог создавать свой собственный смысл и воплощать своё собственное оправдание, вместо того чтобы оставаться зависимым от внешних институтов и верований.

Но, учитывая, что стадный инстинкт остаётся доминирующей силой в психике человека, Ницше понимал, что желания Заратустры настолько противоречат человеческой природе, что если бы кто-то смог достичь их, ему пришлось бы преодолеть границы своей человечности и стать тем, кого он называл Сверхчеловеком.

«Я учу вас Сверхчеловеку», — говорит Заратустра. — «Человек — это нечто, что должно быть побеждено. Что вы сделали, чтобы победить его?.. Все боги мертвы: теперь мы хотим, чтобы Сверхчеловек жил».

Для более смелых и независимых душ сегодняшнего дня идеал, который Ницше излагает устами Заратустры, заключается не в том, чтобы стать Сверхчеловеком — поскольку такая задача слишком далеко выходит за рамки возможного для современного человека, — а в том, чтобы действовать как «мосты к Сверхчеловеку», или, другими словами, жить как человек более высокого типа, чтобы проложить путь для появления ещё более высоких типов в будущем.

Как Заратустра обращается к высшим людям современности: «Мне нужны чистые, гладкие зеркала для моего учения; на вашей поверхности искажается даже моё собственное отражение. Много бремени, много воспоминаний давит на ваши плечи; много злобных карликов прячется по вашим углам. И в вас тоже есть скрытая толпа. И хотя вы высоки и принадлежите к высшему типу, многое в вас искривлено и уродливо. В мире нет кузнеца, который мог бы выковать вас прямо и придать вам форму для меня. Вы всего лишь мосты: пусть по вам ступят люди более высокие, чем вы!» (Так говорил Заратустра)

В следующих статьях мы рассмотрим некоторые из самых проницательных и сильных речей Заратустры, в которых он излагает свою этику самообожествления и свой идеал Сверхчеловека.

Человек — это нечто, что должно быть побеждено
Человек — это нечто, что должно быть побеждено

При этом мы должны следовать совету Ницше и, несмотря на его часто пророческие высказывания, не принимать его за проповедника или человека, пытающегося основать новую религию.

«Никакой фанатик не обращается к вам здесь, это не „проповедь“; на этих страницах не требуется никакой веры». (Ecce Homo, Nietzsche).

Вместо этого, изучая притчи Заратустры, мы извлечём гораздо больше пользы, если увидим в них проявление глубокой озабоченности, которая преследовала Ницше всю его жизнь, — как восстановить стремление к величию в мире, который, лишённый священных и всех высших ценностей и идеалов, становится всё более негостеприимным к нему.

«Наступает время, когда человек больше не выпустит стрелу своей тоски над человечеством, и тетива его лука разучится звенеть!» (Так говорил Заратустра)

Ибо, когда в культуре умирает жажда героизма, культура тоже начинает умирать. Именно индивидууму на современном Западе, находящемуся в культурном упадке, Ницше посвятил свой шедевр.

«Но моей любовью и надеждой я умоляю вас: не отвергайте героя в своей душе! Храните свято свою высшую надежду!» (Так говорил Заратустра)

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа