Найти в Дзене
Ячейковый сад

История пионов. Астроботаника Фессала.

Оглавление

В древности считалось, что в природе существуют особые энергии συμπάθειαι (симпатии) и ἀντιπάθειαι (антипатии), связывающие различные элементы Вселенной. Особая связь была между растениями, камнями и животными с семью планетами, выявленными древними, в число которых входили также Солнце и Луна.

Все, что нужно было сделать человеку, — это открыть тайну δυνάμεις (сила) различных элементов и использовать их в своих целях, например, для лечения болезней, достижения успеха или удачи, отражения демонов, изготовления амулетов.

С I века до н.э., собственно, астрологи стали использовать термин ἀπόρροια (апория), который мог обозначать либо разделение, либо истечение одной звезды по отношению к другой, будь то ее эманация или влияние. Однако в то же время распространилась концепция ἀναθυμίασις (испарение), согласно которой считалось, что пары могут выдыхаться от Земли к небу, чтобы питать планеты.

Считается что основоположником, связавшим ботанику и астрологию является Фессалос-де-Траллес (I век н.э.), который был главой так называемой «методистской» школы древнегреческой медицины. Фессал утверждал, что медицину можно выучить за шесть месяцев, что шокировало Галена.

У греков существовала некая книга Александра Македонского о "VII травах семи планет и других", который называется Фессалийской мистерией Гермеса, то есть «Меркурий из 12 трав, относящихся к 12 знакам, и из 7 других трав - к 7 другим знакам».

Латинская версия Фессалийского послания из Кодекса Монтепессулано (около 14 век) «Фессалийский врач о достоинствах трав Клавдию или Нерону» приписываемая Фессалу из Нечепсо, является введением в книгу «De virtutibus herbarum» («О силе трав»). Большая часть этого послания приведена ниже в переведенном мною виде:

«Фессалийский философ германскому королю Клавдию и Богу, вечного спасения и любви.

О почтенный Цезарь, возьми в свою жизнь многие странные и неведомые многим вещи, которые вторгаются в них, и доведи до конца обетования, которые никто не в силах довести до конца из-за неясности, которая предшествует их чувствам, проистекающей от удачи, Я думаю, что единственный среди остальных, кто был от начала мира, совершил какое-нибудь чудесное дело, известное немногим; и начиная с самого начала этого дела, превосходящего все наши чувства, и с большим трудом и опасностями, я довел его до подходящего конца, когда, упорствуя в преподавании грамматики в Азии, и будучи совершеннее всех других, переехав в Александрию с большим количеством денег, я упорствовал среди философов ради познания и учения.

И я каждый день ходил в школы логиков и врачей, и жаждал с сильным желанием приобрести от них это знание; и когда пришло время мне вернуться в свою страну, завершив преподавание медицинской науки, я обыскал библиотеки, то есть места, где хранятся книги, чтобы найти необходимый материал, и таким образом нашел некую книгу, подписанную Нотопом, в которой содержались 24 лекарства для всего тела и от всех страданий [тела] по зодиаку, по камням и травам. И я задавался вопросом об обещаниях в этой книге, в которой, казалось, было использовано много невероятных и тщеславных слов. Действительно, заказав некий чудесный Айкан и другие ядовитые средства, которые были против всех страданий, я потерпел неудачу, и я подумал, что разочарование было более серьезным, чем смерть, и меня охватила сильная печаль, потому что я верил и доверял многим работам из этой книги. Я написал родителям об опытах, прочтенных из этой книги, и поэтому мне было невозможно оставаться в Александрии, потому что другие врачи смеялись надо мной, и я не хотел возвращаться в свою страну, так как не выполнил своих обещаний. По этой причине я отправился в Египет, желая найти то, что они обещали, или, если я не найду этого места, я предпочитаю встретить смерть, чем жить. И всегда желая поговорить душою с богами и простирая руки к небу, я просил богов открыть мне это через призраков моих снов.

Итак, прибыв в город Юпитера, я обыскал многие другие города древнего Египта и священные места, поскольку там было много священников и множество стариков. Таким образом, имея их знания и приветливость, я спросил их, есть ли в их городе какое-либо гадание, и некоторые из них посмеялись надо мной.
И видя, что один из них был почтенным человеком, чей возраст должен был быть заслуженным и достойным, я прильнул к нему и не хотел упускать его дружбы, и он пообещал показать мне очевидное дело некромантии в склепе. И тогда я попросил его отвести меня в пустынное место, не раскрывая ему ничего о том, что я ищу. И вот, когда гуляя по лесу, во время отдыха, я упал к его ногам и заплакал. И он, застигнутый врасплох, спросил, почему я так поступаю. И я ответил: «Я делаю это по необходимости души моей, желая говорить с Богом; (с которым) если я не получу желаемое, я не стремлюсь больше жить». И, подняв меня с земли, он стал утешать меня сладкими словами, обещая, что будет счастлив удовлетворить прошения мои, повелев мне быть чистым и непорочным три дня.

И, радуясь его обещаниям, я целовал ему руки, воздавая ему славу, и слезы текли из моих глаз как родник, потому что внезапная радость по природе своей вызывает слезы, когда ей предшествует чрезмерная печаль. Возвращаясь из леса, мы пошли в храм; а на третий день, когда все было завершено, очень рано утром я пошел к священнику, который смиренно меня приветствовал. У него были готовы все необходимые предметы для сеанса, а у меня была бумага и ручка, чтобы я мог записать то, что священник хотел мне открыть. Он попросил меня сделать выбор, говоря: «Ты хочешь поговорить с богом или с мертвой душой?» Я сказал: говорить с «Душой Асклепия!», если Вы позволите, от которого я ожидаю участия в совершенствовании искусства и науки. И все же, не угождая себе, он позволил мне это сделать. И затем, закрыв дом, он приказал мне сесть перед стулом, на котором раньше сидел бог. И душа моя изумилась чудесному видению его.

И действительно, показав мне свои руки, он начал говорить мне: «О блаженный Фессалиец, по прошествии времени, зная твои занятия, люди будут почитать тебя, как если бы они были божественны; затем спокойно спрашивай обо всем, что ты хочешь. Таким образом, я начал с большой смелостью спрашивать, глядя на образ этого бога, - я искал истину, почему я потерпел неудачу в достоинствах трав, согласно Нотопсу. И сказал бог: - Царь Нотопус, мудрейший человек и наделенный силой, не достиг этого божественного голоса, как вы его просили, хотя, находясь в совершенстве с природой и изобретательностью, он управлялся с природой трав и камней, но он делал это вообще не зная о времени и местах, в которых надо собирать травы. Так как сила их планет увеличивается или уменьшается, потому что они обладают тончайшим духом, существующим во всей субстанции, и особенно в тех местах, в которых аспект звезд находился с самого начала, и я покажу это вам в совершенстве».

Затем следует текст с астрологическим описанием некоторых трав, до тех пор, пока мы не подошли к пиону:

«Пион.

Лунная трава – это глицизид под названием пион. Ибо это, как утверждают многие, происходит из Сирии и Аравии. Он подобен луне в своем движении: ибо когда Луна растет, он также растет, а когда Луна убывает, он усыхает. Сок этой травы смешивается с розовым маслом, и помазанные им исцеляются от любой лихорадки. А корень его, повешенный на шею эпилептика, излечивает его.

И если кто будет обеспокоен демоном, тот поколеблется от корня его, и демон убежит от него. Действительно, что когда человек в полнолуние срывает корень этого растения и вешает его себе на шею или делает фумигант, то это не облегчает больного, а усиливает болезнь.

Из корня делаются пластыри, подобные тем, что сделаны из аристолохии, имеющие силу против тех же недугов, о которых мы сказали выше, независимо от того, собирают ли они их при растущей или убывающей луне. Это верно, что сирийцы говорят: «Когда вы хотите сделать mathematium пластырь и расправится с апостемами, вы должны собирать его во время растущей луны, а когда вы хотите закрепить, истончить и очистить, его нужно собрать во время убывающей Луны».

И ты, как мудрый человек, если захочешь увеличить или уменьшить зло, ты сможешь попробовать его таким образом.»

После описания трав, следует наставление о неразглашении этих знаний «кому попало».
Далее следует:
«А чтобы оно было более действенным и полезным лекарством против всяких страданий, употребляйте названные травы, и особенно те, что встречаются в Аравии, Сирии и Египте, потому что эти места плодороднее других, и нет на земле ничего, что может расти без вмешательства духа и тепла; так как в самых холодных местах поры в самих травах расширены, а воздух недостаточно силен для проникновения, то травы имеют меньшую силу, а в вышеназванных местах из-за чрезмерной жары воздуха травы более сильнодействующие.

Я думаю, что душа твоя, как свидетель, думала, что все наставления в медицине и здоровье она получила от меня, а я потерпел неудачу, потому что забыл дать тебе учение о страданиях от ишиаса, а речь идет о lochilicha, то есть о составе ветров, и собрав ваш совет, если вы являетесь причастником здорового духа, вы сможете участвовать только через одну траву, то есть пион, через который я избавил от всех страданий посредством знания, которое я показал вам через него, потому что растение имеет рост, то есть место роста и упадка, потому что собранное в прирост луны, оно наполняет все, что есть недостающее и собранное в убывание, оно выносит как на берег все излишки. Но я говорю против рака, сирингомы и подобных заболеваний. Точно так же вы сможете «попробовать» ишиасные страдания по тому же принципу, и другие страдания, следуя изложенным мною операциями, собирая их так же, как мы сказали о пеонии.

Поэтому, поскольку Бог так многому научил меня своим заповедям, я был благодарен за приобретенные знания. Затем я спросил, есть ли какая-нибудь трава или камень, с помощью которого бессмертный человек мог бы продлить существование; и Бог сказал, что есть много видов растений и камней на земле, которые, если бы люди приобрели их, имели бы вечную жизнь; но некоторым людям их знать не следует. Ибо когда люди, которым отведен короткий срок жизни, пренебрегают законами и стараются взаимными склоками погубить свою душу и замарать свои руки столькими бедами, то что бы было если они имели бессмертие.

После того, как все это было сделано, бог вознесся на небеса, и поэтому в полночь я вернулся к священнику, а наутро, получив достаточное для меня золото и необходимые вещи, я получил лицензию от священника; затем я попросил его пойти со мной, чтобы мы могли вместе доказать достоинства трав, озаренных Богом, когда придет время их собирать».

Для любознательных и пытливых, которые желают ознакомится с остальными травами связанными с планетами (не вошедшие в эту статью) - ссылка на оригинал рукописи: «Фессал, пс-Иллюстрированный гербарий Александра Великого (1551-1600)». Фонд Ватиканских рукописей Palatini Latini: https://digi.vatlib.it/view/MSS_Pal.lat.1277/0016