Найти тему

Просто о сложном | СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОД СИЛУ ДАЖЕ ПЯТИКЛАССНИКУ

Сложное предложение у многих вызывает страх и панику, так как требует умения работы с довольно громоздкими синтаксическими конструкциями.

В реальности со сложными предложениями работать проще, чем кажется на первый взгляд. Потому уже любой пятиклассник без труда разберётся в структуре и видах сложных предложений, не дожидаясь перехода в 9 класс.

ДРУЗЬЯ!

ЗАПИСЬ НА 2024-2025 учебный год идёт полным ходом! Напишите мне в личные сообщения 👉@savcenko_russEGE и забронируйте место на следующий учебный год!

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

И вот почему.

☑️ 1. Сложное предложение – это объединение простых предложений, то есть нужно просто увидеть те простые предложения, которые объединились в сложное.

Сколько в предложении грамматических основ, столько простых предложений нужно искать.

Я обычно предлагаю представить сложное предложение в виде поезда, где каждое простое предложение – это вагон состава. Количество вагонов (простых предложений) может быть любое.

Задача пятиклассника – каждый вагон (простое предложение) найти и определить его назначение: пассажирский или товарный (главное предложение или придаточное).

☑️ 2. В сложном предложении части бывают двух видов:
главные (показываем в квадратных скобках [ ]);
придаточные (показываем в круглых скобках ( ) ).

Часто старшеклассники разграничивают их так:

👉главная – это часть, от которой задаётся вопрос,

👉придаточная – это часть к которой можно задать вопрос.

Теория вроде бы верная, но не очень.

Откуда нам знать, можно ли к части вопрос задавать или нет (может, вопрос можно задать, а у нас просто не получилось или наоборот).

Кроме того, вопросы можно задавать не только от главных частей к придаточным, но и от одних придаточных к другим придаточным. Как тогда узнать вид части?

Потому все мои ученики с 5 класса знают, что

👉главная часть – это часть, в составе которой НЕТ подчинительного союза,

👉придаточная часть – это часть, в составе которой ЕСТЬ подчинительный союз.

То есть подход такой: сначала определяем вид частей, а потом уже понятно, куда можно задавать вопросы, а куда нельзя.

☑️ 3. В любом предложении обязательно должна быть хотя бы одна главная часть, т.е. без придаточных частей предложение может обойтись, а без главных – нет.

✔️(Как ни рассматривал я чашку, не мог понять), (где она была расписана столь причудливо).

Такой вариант указания частей неверный, так как получили две части и обе они придаточные, а главных частей нет. Это говорит о том, что количество грамматических основ указано неверно.

✔️(Как ни рассматривал я чашку), [не мог понять], (где она была расписана столь причудливо).

Теперь в предложении есть не только придаточные части, но и главная, потому разбор верный.

☑️ 4. Сочинительные союзы размещаются за пределами скобок [ ], и [ ].

Либо (я устрою все по-прежнему), либо (я его на дуэль вызову)

Либо [ ], либо [ ].

☑️ 5. Подчинительные союзы размещаются внутри скобок [ ], (что… ).

[Было ясно], (что дед не успеет закончить к вечеру крышу дома).

[ ], (что… ).

☑️ 6. Пунктуация в сложном предложении – это те знаки, которые мы ставим между частями (простыми предложениями). То есть пунктуация внутри частей – это знаки в простом предложении.

Правила для сложных предложений – это отражение того, чем части между собой соединяются, а потому и правила работают именно на границе частей, а не внутри частей.

Опираясь на данную информацию, можно уже составить себе небольшую ПАМЯТКУ по работе со сложным предложением 👇👇👇

1️⃣Подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
2️⃣Отвечаем себе на вопрос: сколько грамматических основ в предложении?
Помним: сколько основ, столько простых предложений будем выделять.
3️⃣Находим границы каждого простого предложения и заключаем его в скобки:
✔главную часть (в ней нет подчинительного союза) – в квадратные [ ]
✔придаточную часть (в ней есть подчинительный союз) – в круглые ( )
4️⃣Между частями сложного предложения ставим запятые (правило для учеников 4-8 классов).
Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Этим можно было бы и ограничиться, но работа со сложным предложением предполагает указание его вида:

👉сложносочинённое предложение (ССП)
👉сложноподчинённое предложение (СПП)
👉бессоюзное сложное предложение (БСП)
👉сложное предложение с разными видами связи (СПРВС)

Для чего это нужно знать? Чтобы правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения, ведь для каждого вида предусмотрены свои правила.

Определить вид сложного предложения не составляет никакого труда, если правильно пройден предыдущий алгоритм.

Как я уже говорила, нас интересует, что связывает две части сложного предложения.

Существует три средства связи частей, то есть три вида связи:

☑️ СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ – между частями стоит сочинительный союз (И, ИЛИ, ЛИБО, ДА, НО, А, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ и др.)
☑️ ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ – между частями стоит подчинительный союз (КАК, ЧТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ЧТОБЫ, ХОТЯ и др.) Обращаю внимание, что нет нужды делить средства связи на союзы и союзные слова, так как это не влияет на вид предложения.
☑️ БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ – между частями союз отсутствует, части связаны интонацией.

Кстати, освежить информацию о том, как различать союзы и союзные слова, можно тут 👇

Теперь виды сложных предложений:

1️⃣Если между частями сочинительная связь, перед нами сложносочинённое предложение (ССП).

✔️[Мне надоело жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

Это ССП, так как части связаны сочинительным союзом И.

2️⃣Если между частями подчинительная связь, перед нами сложноподчинённое предложение (СПП).

✔️[Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели).

Это СПП, так как части связаны подчинительным союзом ПОТОМУ ЧТО.

3️⃣Если между частями бессоюзная связь, перед нами бессоюзное сложное предложение (БСП).

✔️[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

Это БСП, так как части связаны интонацией (союза нет).

4️⃣Если между частями встречаются разные виды связи, перед нами сложное предложение с разными видами связи (СПРВС).

✔️[Не говори о себе сам]: [это сделают другие], (когда ты уйдёшь).

Это СПРВС, так как 1 и 2 части связывает интонация, а 2 и 3 части – подчинительный союз КОГДА.

И ещё. В ССП, СПП, БСП никаких других видов связи, кроме указанных, быть не должно. Все предложения, где есть несколько видов связи, трактуются как СПРВС.

Вот и вся теория.

❤️ЗАПИСЬ НА 2024-2025 учебный год идёт полным ходом! Напишите мне в личные сообщения 👉@savcenko_russEGE и забронируйте место на следующий учебный год!

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих приёмов для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки!