Союзы и союзные слова – это не самая любимая часть структуры сложноподчинённых предложений, потому их разграничение, определение синтаксической функции или части речи вызывает у 9-тиклассников определённые трудности.
Попробуем, не прибегая к сложным учебным формулировкам, выяснить этот вопрос раз и навсегда.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Почему вопрос разграничения союзов и союзных слов актуален для всех 9-тиклассников?
Здесь сразу всплывают несколько проблем, причём одна тянет за собой другую:
✔️ 1. Сами термины СОЮЗ и СОЮЗНОЕ СЛОВО для многих школьников тёмный лес, то есть многие не понимают сути данных понятий, а потому не могут их разграничить.
✔️ 2. Часто первая проблема связана, как это ни странно, с непониманием термина СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, с неумением отличить его от других видов сложных предложений.
✔️ 3. Не понимая сути терминов, школьники затрудняются в определении частей речи и синтаксической роли СОЮЗОВ и СОЮЗНЫХ СЛОВ.
Попробуем дать простые рекомендации по всем обозначенным позициям, а именно:
📌1. что общего между СОЮЗАМИ И СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ и чем они отличаются,
📌2. способы разграничения СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ,
📌3. как определить синтаксическую роль СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ (если это возможно),
📌4. как определить, какой частью речи являются СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА.
Для начала дам небольшую справку о том, что такое сложноподчинённое предложение.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это вид сложного предложения, части которого неравноправны и связаны подчинительными средствами связи.
👉Неравноправные части: части разные (главная и придаточная), к придаточной части можно задать вопрос.
👉Виды частей:
главная – в начале части НЕТ подчинительных средств связи, ставим квадратные скобки,
придаточная – в начале части ЕСТЬ подчинительное средство связи, ставим круглые скобки.
👉Подчинительные средства связи (союзы и союзные слова): что, где, когда, хотя, так как, потому что, будто, словно, точно, лишь, ли, как, если, так что, чтобы и т.д.
✔️[Было ясно], (что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома).
Это СПП, потому что части неравноправны (первая часть главная – нет подчинительного союза, вторая часть придаточная – в начале части есть подчинительный союз ЧТО), к придаточной части можно задать вопрос ЧТО?
Теперь о разграничении союзов и союзных слов.
📌1. Что общего между СОЮЗАМИ И СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ и чем они отличаются?
Что общего? СОЮЗ И СОЮЗНОЕ СЛОВО – это средства связи частей СПП.
Если в сложносочинённых предложениях для связи частей используются ТОЛЬКО СОЮЗЫ, то в СПП части связывают и СОЮЗЫ, и СОЮЗНЫЕ СЛОВА.
То есть делаем вывод о том, что союзы и союзные слова – это связующий компонент между частями СПП.
Чем отличаются? Главное отличие заключается в синтаксической функции:
СОЮЗЫ не являются членами предложения,
СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.
📌2. Способы разграничения СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ.
Союзы и союзные слова обладают рядом особенностей.
СОЮЗ:
👉1. не является членом предложения,
👉2. можно заменить на другой союз,
👉3. можно убрать из предложения без нарушения смысла,
👉4. на союз не падает логическое ударение,
👉5. из придаточной части нельзя сделать вопросительное предложение.
СОЮЗНОЕ СЛОВО:
👉1. является членом предложения.
👉2. можно заменить на существительное, наречие,
👉3. нельзя убрать из предложения без нарушения смысла,
👉4. на союзное слово, как правило, падает логическое ударение,
👉5. из придаточной части можно сделать вопросительное предложение.
СРАВНИМ:
✔️[Я уверил себя], (что эта осень первая и последняя в моей жизни).
ЧТО – это союз, потому что не член предложения, его можно убрать без нарушения смысла, на него не падает логическое ударение – ЧТО не несёт никакой смысловой нагрузки, из придаточной части нельзя сделать вопросительное предложение.
✔️[Мы не знаем], (что нас ждёт завтра).
ЧТО – это союзное слово, потому что является членом предложения – подлежащим, его можно заменить на сущ. РАДОСТЬ, БЕДА, ГОРЕ, его нельзя убрать без нарушения смысла, на него падает логическое ударение, из придаточной части можно сделать вопросительное предложение ЧТО НАС ЖДЁТ ЗАВТРА?
📌3. Как определить синтаксическую роль СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ?
СОЮЗ не член предложения. Поэтому вопрос с СОЮЗАМИ закрыт.
СОЮЗНОЕ СЛОВО является членом предложения, с ним и будем работать.
Как пишут разные пособия, надо к слову задать вопрос. Но не всегда ученики могут этот вопрос задать правильно.
Кроме того, всплывает извечный вопрос: что было раньше – курица или яйцо?
Говоря по-другому, перед нами СОЮЗНОЕ СЛОВО, и потому к нему можно задать вопрос, ИЛИ к нему можно задать вопрос, и потому перед нами СОЮЗНОЕ СЛОВО?
То есть чтобы задавать вопрос к слову, нужно быть уверенным, что оно точно является союзным словом, а такая уверенность не всегда у школьников присутствует.
Мы с учениками рассуждаем так:
👉1. Находим в предыдущей части слово, которое заменяет наше средство связи, и ставим его на место проверяемого слова.
✔️[Милы мне не жаркие страны, (где крылатые пальмы видны), а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны].
ГДЕ заменяет слово СТРАНЫ из первой части, его и ставим на место слова ГДЕ: В СТРАНАХ крылатые пальмы видны.
✔️[Дайте дело такое], (которое было бы мне по душе).
КОТОРОЕ заменяет слово ДЕЛО из первой части, его и ставим на место слова КОТОРОЕ: ДЕЛО было мне по душе.
👉2. Задаём к замене вопрос, определяем синтаксическую роль. Каким членом является замена, таким членом будет и союзное слово.
✔️В СТРАНАХ крылатые пальмы видны (видны ГДЕ? в странах – обстоятельство. Значит и ГДЕ является обстоятельством).
✔️ДЕЛО было мне по душе (было по душе ЧТО? дело – подлежащее. Значит и КОТОРОЕ – подлежащее).
👉3. Если средство связи не заменяет в предыдущей части никакого слова, это ещё не значит, что средство связи не член предложения. Проверив его на другие признаки (можно ли убрать из предложения, падает ли на него логическое ударение и т.д.) и убедившись, что перед нами союзное слово, пробуем заменить его на подходящее по смыслу слово.
✔️[Мы не знаем], (что нас ждёт завтра).
ЧТО можно заменить на РАДОСТЬ: РАДОСТЬ ждёт нас завтра (ждёт ЧТО? радость – подлежащее. Значит и ЧТО – подлежащее).
📌4. Как определить, какой частью речи являются СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА.
1. Средство связи – СОЮЗ. Часть речи – СОЮЗ.
2. Средство связи – СОЮЗНОЕ СЛОВО. Части речи – МЕСТОИМЕНИЕ или НАРЕЧИЕ (по вопросу).
✔️[Дайте дело такое], (которое было бы мне по душе).
Союзное слово КОТОРОЕ отвечает на вопрос КОТОРОЕ? – местоимение.
✔️[Милы мне не жаркие страны, (где крылатые пальмы видны), а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны].
Союзное слово ГДЕ отвечает на вопрос ГДЕ? – наречие.
Примечание: вопрос звучит так же, как и само слово: ЧТО – что? КОГДА – когда? КОТОРОГО – которого? ЧЕМУ – чему? КАК – как? и т.д.
Теперь небольшое дополнение к сказанному выше.
Все подчинительные средства связи можно разделить на 3 группы:
👉ВСЕГДА СОЮЗЫ (союзными словами не бывают): чтобы, будто, как будто, ибо, потому что, так как, так что, если, раз, пока, едва, лишь, словно, точно, хотя, хоть, ли, несмотря на то что, вопреки, коли, дабы и т.д.
👉ВСЕГДА СОЮЗНЫЕ СЛОВА (союзами не бывают): кто, который, какой, чей, сколько, где, куда, откуда, отчего и т.д.
👉И СОЮЗЫ, и СОЮЗНЫЕ СЛОВА: что, как, когда.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Для правильной интерпретации слов ЧТО, КОГДА, КАК можно пользоваться обозначенными выше признаками, а также некоторыми дополнительными характеристиками.
👉Союз ЧТО не имеет предметного значения и может быть удалён из предложения:
Мне кажется, что путь мой только начат.
👉Союзное слово ЧТО указывает на предмет и является дополнением или подлежащим:
Им не дано понять, что вдруг со мною стало.
👉Союз КАК не имеет значения и может быть удалён из предложения:
По ночам, прижавшись к изголовью, вижу я, как чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга.
👉Союзное слова КАК содержит количественное «насколько» или качественное значение «каким образом»:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся (КАК= каким образом).
👉Союз КОГДА присоединяет придаточные времени или условия:
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно (придаточная условия).
👉Союзное слово КОГДА, как правило, присоединяет придаточные определительную или изъяснительную:
Прекрасны молодые годы, когда, не ведая утрат, картины жизни и природы мы начинаем изучать (придаточная определительная).
Надеюсь, что материал был полезен всем 9-тиклассникам и их родителям.
Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!