Найти тему
Extreme Sound

Лебединая песня Led Zeppelin: история невыпущенного шедевра

Джимми Пейдж откопал несколько неслыханных жемчужин для переизданий Led Zeppelin. Но есть одна песня, которая до сих пор остается не изданной - Swan Song.

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

Плодотворные сессии для альбома Led Zeppelin "Physical Graffiti" породили ряд знаковых песен, включая "In My Time Of Dying" и "Kashmir". И среди них был еще один трек, который мог бы стать классикой Zeppelin. Амбициозный, виртуозный инструментал под названием "Swan Song" был написан и частично записан во время сессий альбома, но, к сожалению, так и не был завершен, хотя, как и многие свои идеи, Джимми Пейдж не мог просто так оставить его.

В начале 1974 года Zeppelin вновь собрались в "Headley Grange", чтобы начать работу над "Physical Graffiti". Этот дом XVIII века в Хэмпшире, где ранее был записан их четвёртый альбом, стал для музыкантов своеобразной творческой резиденцией.

Осенью предыдущего года группа пережила кризис, когда Джон Пол Джонс объявил, что устал от бесконечных гастролей и планирует покинуть группу. Он даже предположил, хотя и с иронией, что подумывает стать регентом хора в Винчестерском соборе. Менеджеру Питеру Гранту стоило немалых усилий отговорить его от этого.

Но к тому времени, когда четверо участников группы снова собрались вместе, они были полны энтузиазма. Воссоединившись, они начали обмениваться идеями. "Некоторые треки мы собирали по старинке: начинали играть и, сами того не замечая, натыкались на что-то совершенно новое", - вспоминал Роберт Плант.

Пейдж же вынашивал грандиозные планы на новый длинный трек, который он назвал "Swan Song". Гитарист уже набросал инструментальную пьесу в своей домашней студии в "Plumpton Place", Восточный Сассекс. Уже на том раннем этапе его видение было ясным. По словам Пейджа, в нем было "несколько секций и оркестровые наложения".

Трек был разбит на секции, две из которых были записаны в конце февраля 1974 года (и которые можно услышать на различных бутлегах Zeppelin и на YouTube). Первая часть начинается с перебора акустической гитары Пейджа, затем вступает ритм-секция Джона Пола Джонса и Джона Бонэма с той самой уверенной синкопой, которая характеризовала их лучшие работы. Второй сегмент начинается снова с Пейджа, чей нисходящий рифф намекает на величественный потенциал песни. Позже он рассказал, что эта эпическая композиция не обязательно осталась бы чисто инструментальной - были планы добавить другие секции и даже текст.

Почему же они оставили пьесу незаконченной? Простая истина заключается в том, что во время сессий "Physical Graffiti" творческий потенциал Zeppelin был на пике. В то же время они работали над "Ten Years Gone", еще одним длинным треком, который включал в себя похожую гитарную оркестровку. Столкнувшись с обилием качественного материала, они могли позволить себе оставить "Swan Song" на потом. В итоге именно "Ten Years Gone" попала на "Physical Graffiti".

Но на этом история "Swan Song" не закончилась. Zeppelin планировали создать собственный лейбл, и ходили слухи, что он будет называться "Shag" или "Slut Records" - непристойная отсылка к их скандальной гастрольной деятельности. Вместо этого 7 мая 1974 года на пресс-приеме в Нью-Йорке было объявлено, что новый лейбл будет называться "Swan Song" - в честь их незаконченной песни. "Я записывал этот длинный инструментал, и кто-то крикнул: "Как называется?". Я крикнул в ответ: "Swan Song". И все остановились и сказали, что это было бы хорошим названием для альбома. Оттуда оно перекочевало в название нашего лейбла", - рассказал Пейдж.

Пейдж, никогда не упускавший хорошей идеи, говорил о том, чтобы вернуться к незаконченной песне и закончить ее. "Я уже говорил о длинной пьесе, которую написал, - сказал он в 1976 году. - Я хотел оркестровать гитару и обработать ее различными способами. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы сделать четыре части, возвращающиеся к одной и той же теме. Было бы четыре отдельные мелодии, посвященные временам года. Роберт напишет текст. Я знаю, что смогу все это сделать, исходя из пробных дублей, которые я записал. Это действительно захватывающая перспектива".

Пейдж продолжал использовать элементы "Swan Song" в своей концертной импровизации "White Summer/Black Mountain Side" во время тура Zeppelin 1977 года. Она снова появилась во время концертов группы в Небуорте в 1979 году и даже во время их последнего европейского тура в 1980 году. Не распадись Zeppelin после смерти Джона Бонэма 25 сентября 1980 года, у Пейджа был бы весь шанс вернуться к работе над песней в студии.

Но даже это было не концом его великого утраченного творения. Первое крупное живое выступление Пейджа после распада Zeppelin состоялось в рамках девятидневного турне по США в 1983 году в помощь благотворительной организации ARMS, которая помогала больному рассеянным склерозом экс-басисту Small Faces Ронни Лейну. Вместе с Полом Роджерсом на вокале Пейдж исполнил длинную песню под названием "Bird On A Wing", в которой были аккордовые структуры, явно восходящие к "Swan Song".

К тому времени, как Пейдж и Роджерс создали свою блюз-роковую супергруппу The Firm, песня была переработана еще раз. "Она была переработана с Полом Роджерсом, который написал вдохновляющий текст, и стала называться "Midnight Moonlight"", - сказал Пейдж, имея в виду песню, которая завершает одноименный альбом The Firm 1985 года.

Сегодня "Swan Song" стала легендой Zeppelin как один из величайших невыпущенных шедевров группы, хотя и просочившийся в эфир в различных инкарнациях. Как и в случае с другими незаконченными сокровищами Zep, такими как "Sugar Mama" и "Fire", трудно не задаться вопросом, насколько значимой стала бы "Swan Song", если бы они ее действительно закончили.