Найти тему

Как приучить ребенка к порядку: советует психолог и педагог Наталья Спехова

Оглавление

Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию экспертных публикаций о развитии и воспитании детей. Сегодня Наталья Спехова расскажет о эффективных способах приучить ребенка к порядку и дисциплине. Эта тема становится особенно актуальна с началом учебного года.

Об авторе:

-2

Наталья Спехова - педагог, психолог, известный писатель и автор книг для детей и родителей, Член Союза детских и юношеских писателей, член российского общества "Знание". Но, пожалуй, самым значимым аспектом её жизни является то, что она многодетная мама, что делает её советы и рекомендации особенно ценными и жизненными.

Что такое порядок

Порядок каждый понимает по-своему: для одних — это стерильная чистота и всё в строгой системе; для вторых — возможность легко найти любую вещь; а для третьих — эстетика (пусть игрушки не в шкафу, а на полу, но стоят красиво). Поэтому прежде, чем приучать ребёнка к порядку, важно чётко определить, что это для вас и к чему приучать. И если ребёнок уже имеет своё мнение, можно поинтересоваться, что для него порядок. Ведь вполне может быть, что ваши представления расходятся: малыш расставляет машинки вдоль стены и ему кажется, что это идеал, а вы считаете, что машинки нужно убрать в ящик. Поговорите, проясните ситуацию.

Зачем приучать ребёнка к труду и порядку

Помимо разного восприятия, есть ещё важный нюанс — не все взрослые считают необходимым прививать у ребёнка любовь к труду и порядку, полагая, что «время ещё не пришло» или «не детское это дело». Поэтому стоит обратить внимание на то, что привычка к труду и привычка наводить порядок имеют большое значение для развития ребёнка и его социальной адаптации. Давайте рассмотрим подробнее основные моменты.

1. Приучить к порядку — это развить у ребёнка ответственность и дисциплину, которые потребуются в школе, на работе и даже в общении с друзьями (опоздал на встречу — друзья перестали доверять).

2. Уборка помещения способствует улучшению способности к концентрации и обучению: раскладывая вещи по местам, ребёнок учится раскладывать по местам и мысли — он научается анализировать, как и что лучше сделать.

3. Порядок влияет на эмоциональное благополучие — на спокойствие и внутренний комфорт.

4. Порядок формирует здоровые привычки, которые будут полезны во взрослой жизни: планирование, самоорганизация, самообслуживание и пр.

Но даже если взрослый желает приучить ребёнка к порядку, сам ребёнок далеко не всегда этого хочет.

-3

Причины, почему ребёнок не хочет убираться в комнате

Как мы поняли, убираться в комнате можно по-разному, а представления о порядке могут быть одной из причин нежелания ребёнка следовать родительским нормам. Но, помимо представлений, есть ещё и более сложные причины:

● Ребёнок считает, что всё должна делать мама. «Я ещё маленький, мне работать нельзя, это мамина обязанность», — говорит ребёнок. Как правило, такие фразы он слышит от взрослых, понимает, что они удобны, и повторяет. Тут важно показывать, что обязанности в семье есть у каждого, что даже маленький человек может справиться с несложными задачами, этим он облегчает жизнь маме и самому себе. Для большей наглядности можно придумать сюжетно-ролевую игру, в которой проиграть все обязанности в доме. Можно сочинить сказку.

● Выученная беспомощность. Если изначально в семье ребёнка ограждают от любого труда, он не просто привыкает лениться, он не овладевает необходимыми навыками: не может убрать свои вещи в шкаф, сложить игрушки, навести порядок на столе и т.д. Как следствие, ребёнок не находит в нужный момент какую-то вещь или она оказывается в неприглядном виде (мятая, грязная и пр.).

● Уборка ребёнку кажется сложной и нудной. Развлекаться действительно всегда интереснее, чем убирать, но почему бы не превратить процесс в игру? Можно придумать игровое упражнение «Куклы поехали отдыхать на полку» (развести их на машинке) или «Спокойной ночи, зверята» (уложить на ночь плюшевых зайчат и медвежат в коробку).

● Ребёнок не видит смысла в уборке. «Зачем убирать, если я завтра снова буду играть?» — говорит он и продолжает расставлять баррикады из игрушек. В этом случае можно выработать некие правила: если ребёнку действительно требуется не один день на постройку, можно дать эту возможность, но оговорить, что потом игрушки он уберёт. Если фраза — не более, чем отговорка, то найти вместе смысл в наведении чистоты и порядка.

● Плохо себя чувствует или устал после насыщенного дня. Такой вариант тоже не стоит исключать, поэтому важно быть внимательным к ребёнку и учитывать даже погодные изменения — некоторые дети на них реагируют остро. И если ребёнку нехорошо, то, конечно, стоит помочь либо договориться, что он уберёт вещи, когда выздоровеет.

Что делать, чтобы приучить ребёнка к порядку

Существует много приёмов, чтобы приучить ребёнка к труду и выработать привычку убирать за собой, но самое главное, начните с того, что отмечайте привлекательность порядка везде и всюду: в квартире, на улице, в природе и т.д. Если ребёнок начнёт видеть красоту в порядке, ему самому захочется её создавать.

Что можно сделать, чтобы приучить ребёнка к порядку:

Введите правила, которые будут вам помогать:

➢ Верни вещь в свой домик. Скажите: «Если ты взял зайчика на полке, после игры верни его на место, он любит свой дом — полку», «Если вынул сапоги из обувницы, как вернёшься с прогулки, поставь обратно».

➢ Хочешь взять игрушку — убери предыдущую. Например, ребёнок играет с медвежонком, а потом захотел взять слонёнка, пусть сначала медвежонка посадит на место.

-4

Будьте последовательны. Если вы ввели правила, то соблюдайте их, если распределили обязанности, то смотрите, чтобы они выполнялись и т.д.

Хвалите ребёнка, подсказывайте, как сделать проще, интереснее и эффективнее, отмечайте, где можно улучшить (смотрите статью "Искусство похвалы: Как правильно хвалить ребенка"). Хвалите не только за результат, но и за процесс.

Будьте примером. Наводите порядок с энтузиазмом. Дети по природе своей стараются во всём подражать взрослым, они часто просят: «А дай мне попробовать включить пылесос», «А можно я вымою посуду?». Взрослые пугаются таких просьб: а вдруг сломает, вдруг разобьет, порежется и т.д. и в итоге отказывают в просьбе. А малыш привыкает, что всё в доме делает мама, что его задача только играть. Чтобы не произошло перекоса, позвольте ребёнку помогать, делайте уборку вместе.

Сделайте труд привлекательным. Поговорите с ребёнком, спросите, с помощью каких предметов наводят чистоту, какие бытовые приборы стали нашими помощниками. Купите ребёнку игрушечную швабру, пылесос, посуду и пр. Научите играть в трудолюбивых людей, играть в тех, кто создает порядок. Чуть позже купите взрослые предметы, например, настоящую, но маленькую и яркую швабру, которую ребёнок захочет взять, чтобы вымыть пол.

-5

Привлекайте ребёнка к планированию домашних дел. Создавайте вместе понятные игровые «графики», например, в виде ромашки (на каждом лепестке задача, сделал — оторвал лепесток, загадал желание) или в виде лесенки, по которой надо подниматься, выполняя дела. Так ребёнок и задачи свои запомнит, и выполнит с удовольствием.

Придумывайте игры, которые помогут сделать труд привлекательным:

➢ Автобус. Сложите вместе с ребёнком в машину игрушки, и пусть он их развезёт по местам.

➢ Сыщик. Игра в сыщика позволит найти и собрать все вещи, закинутые под диван, кресло за шкаф и т.д.

➢ Чистый объект. Вспомните, где и в каких случаях обязательно нужны порядок и чистота: в столовой, больнице, на космическом корабле и т.д. Пусть каждый день комната превращается в один из объектов чистоты.

➢ Соревнуйтесь, убирайте вещи на скорость и на тщательность.

-6

Сочиняйте вместе сказки:

➢ Про труд и лень, где они станут главными героями. Пусть ребёнок сам подсказывает, как герои себя будут вести.

➢ Про детей и животных. Например, про трудолюбивого муравья и ленивую черепаху; про мальчика или девочку, которые не дружили с чистотой и порядком, а потом что-то произошло, и они подружились.

Проявляйте творческий подход, и ребёнок захочет помогать.

Вывод

Привычка к порядку формируется не сразу, взрослому важно быть терпеливым и последовательным. Важно поощрять стремление ребёнка помогать, даже если перед ним сложная задача, тогда появится мотивация делать и делать лучше — он будет стараться.

Родителям и ребёнку важно понимать, что труд способствует развитию самостоятельности, дисциплины, ответственности и уверенности в своих силах. Если это понимание будет, то и процесс пойдёт легко и естественно.

-7