Найти в Дзене

Искусство похвалы: как правильно хвалить ребенка

Оглавление

Дорогие друзья!
Мы рады сообщить о запуске нашей новой серии экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Открывает нашу серию статья от Натальи Спеховой.

Наталья Спехова - педагог, психолог и писатель
Наталья Спехова - педагог, психолог и писатель

Сегодня наш эксперт - Наталья Спехова, имя которой, вероятно, уже знакомо многим из вас. 
Ведь Наталья - педагог, психолог, известный писатель и автор книг для детей и родителей, Член Союза детских и юношеских писателей, член российского общества "Знание". Но, пожалуй, самым значимым аспектом её жизни является то, что она многодетная мама, что делает её советы и рекомендации особенно ценными и жизненными.
В сегодняшней статье Наталья расскажет о том, зачем нужно хвалить детей и как делать это правильно.

Что такое похвала

В наше время похвала стала иметь гораздо больший вес нежели объективная и конструктивная обратная связь. Давайте посмотрим, оправдано ли это, и посмотрим, как хвалить грамотно.

В чем разница между конструктивной обратной связью и похвалой:

● Конструктивная обратная связь – это когда мы грамотно хвалим и предлагаем что-то улучшить.

● Похвала - это наше одобрение, высказывание, в котором выражаем положительную оценку поступка или результата. Она рассчитана на то, чтобы вызвать позитивную эмоциональную реакцию ребенка.

Положительные подкрепления, хвалебные слова имеют важное значение для формирования личности и самооценки ребенка, без них не обойтись, без них отношения с ребенком не выстроить. Но чтобы не исказить реальность ребенка, важно грамотно чередовать их с конструктивной обратной связью, анализировать поступки, искать разные варианты решения ситуаций.

Немного статистики

Чтобы лучше понять вопрос, давайте посмотрим на результаты исследования, которое проводилось среди российских родителей:

-3

Остается часть родителей, которая не считает похвалу обязательной.

Кроме того, есть часть детей, которая не принимает похвалу так, как хотелось бы родителям: дети не радуются и не чувствуют в этом поддержку.

В чем может быть причина? В индивидуальных особенностях - люди неравноценно воспринимают похвалу, следовательно, ее виляние тоже отличается.

Как похвала влияет на ребенка

Все дети разные, одному похвала станет поддержкой, второму мотивацией, а третьему подножкой и демотивацией. Многое зависит от типа личности, от темперамента:

● Сангвиник - уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Ребенок активен, жизнерадостен и общителен, он быстрый в движениях и в речи, настроение меняется часто, но позитив берет свое. Вероятнее всего ему подойдет похвала эмоциональная, яркая, богатая на эпитеты (Ты супер, ты победитель!).

● Флегматик - уравновешенный, пассивный, медлительный; друзей, как правило, немного, выбирает их тщательно. Настроение часто ровное, спокойно относится к критике, настойчив. Скорее всего, ему подойдет более спокойная поддержка, лучше хвалить дела (У тебя получается интересный рисунок).

● Холерик - неуравновешенный, подвижный, шумный, но энергичный и активный, его настроение быстро меняется. Ребенок-холерик стремится руководить, в то же время, не принимает критику. Важно смотреть по ситуации, как и когда его поощрять: иногда его нужно похвалить эмоционально, а иногда ласково обнять и шепнуть приятные слова.

● Меланхолик - сдержанный, замедленный, робкий и тихий. Он часто задумчив, долго приглядывается к новым людям, зато преданный друг и хорошо чувствует окружающих. С большой вероятностью ему подойдет спокойная и доверительная поддержка.

Важно учитывать тип личности ребенка
Важно учитывать тип личности ребенка

Поскольку похвала воспринимается детьми по-разному, давайте посмотрим, в чем выражается это различие:

Негативное восприятие и влияние:

● Дети попадают в зависимость от похвалы взрослого, стараются делать что-то социально одобряемое.

● Может снижаться интерес к деятельности (как от избытка похвалы, так и от недостатка).

● Часто детям кажется, что взрослые ими манипулируют, даже малыши могут с подозрением относиться к частой похвале.

● Может снижаться уровень успехов: дети терпят неудачу в следующей попытке, т.к. боятся, что второй раз хорошо уже не получится.

● Дети могут быть ориентированы на поощрение, а не на получение результата.

Позитивное восприятие и влияние:

● Повышается самооценка. Ребенок чувствует себя увереннее, легче берется за дела, если мы отмечаем его старания, например: "Ты почистил свои ботинки, молодец!" (не страшно, если потом придется поправлять его труды, важно похвалить).

● Повышается мотивация. Когда ребенок получает высокую оценку своей деятельности, он вдохновляется на дальнейшие достижения, даже если просто нужно собрать пирамидку: "Как быстро ты собираешь пирамидку! Умница" ("Как внимательно ты рассматриваешь размер колец пирамидки \ цвета" и т.д.).

● Появляется стремление сделать не только лучше, но и больше, если поддержать попытки и рвение ребенка: "Ты сегодня еще аккуратнее сложил свои вещи", "Аппликация у тебя с каждым разом все лучше и лучше".

● Поднимается настроение, если поддержать даже самое простое начинание ребенка, например: "Ты решила теперь за собой мыть тарелку? Какая молодец!", "Ты протерла пыль? Как мне приятно, спасибо!"

● У ребенка появляется понимание, что такое «хорошо», а что такое «плохо»: "Спасибо, что заправил за собой кровать, ты мне очень помог", "Ты такая молодец, что подмела пол, он теперь чистый"

● Сближает с родными: "Спасибо, что помог прибрать в комнате, у меня теперь больше времени с тобой поиграть/почитать тебе книгу", "Мне так приятно, что ты помогаешь, давай вместе посмотрим мультик".

Как видите, похвала имеет огромное значение в воспитании. У нас всегда есть выбор: отругать ребенка за то, что он не заправляет кровать или похвалить его, когда он заправил; наказать за то, что испачкал обувь или похвалить, что ее вымыл; рассердиться, что ребенок долго рисует или похвалить за то, что он старательно выводит линии, аккуратно работает с красками. Отметить настойчивость, усилия, терпение - это всегда сильная позиция, она приносит пользу и родителю, и ребенку. Положительные подкрепления, как клей скрепляют отношения и достижения.

-5

Как хвалить грамотно

Хвалить грамотно - это большое искусство. Чтобы ребенок поверил взрослому и от похвалы поднялась самооценка, пришло желание делать, а не наоборот, важно обращать внимание на состояние ребенка, его настроение и учитывать некоторые факторы:

1. Искренность. Если хотите похвалить, то говорите искренне: рассказывайте, что чувствуете, видите, думаете, описывайте это словами: «Какой интересный рисунок. Лисичка похожа на тебя, у нее такое же настроение». Очень важно не путать похвалу с лестью.

2. Интонация. Важна интонация, в которой слышится забота, участие и любовь. Особое внимание стоит обратить на восклицания и паузы: наблюдать, как ребенок реагирует на них, где ему приятно, а где наоборот.

3. Личностные особенности. Дети не обязательно похожи на родителей по типу личности, важно наблюдать и искать подходы.

4. Индивидуальность и специфичность. Важно, чтобы похвала была индивидуальной даже в словах и обращалась к усилиям ребенка и его конкретным достижениям (не стоит часто употреблять стандартные слова "молодец", "умница" и пр.).

5. Телесный контакт. Желательно взять ребенка за руку, обнять. Важно иметь ввиду, что некоторым детям нужно много объятий, а некоторым достаточно лишь прикосновения к руке или плечу.

Важные нюансы:

Ребенка стоит хвалить и за результат, и за процесс выполнения: ему надо понимать, что его старания заметны, понимать, делает ли он правильно. Иногда важно отметить и первый шаг, когда малыш только берется за сложное дело. Например, он учится убирать за собой игрушки, но они разбросаны по всей комнате, и он не знает с чего начать. Но как только начнет, важно похвалить: "Молодец, что решил сам собрать".

Детали:

● Обратите внимание, что если вы хотите похвалить процесс (ребенок хорошо рисует, наводит порядок в комнате и т.д.), то больше подходит акцент на глаголы.

● Если хотите похвалить личность, акцентируйтесь на существительных и прилагательных: ты молодец, ты старательный и т.д.

● Более мягкая, но несколько отстраненная похвала идет через наречия: здорово, замечательно, интересно.

Похвала необходима, без нее ребенку сложно поддерживать теплые отношения с близкими, хорошее настроение, самооценку. В тоже время, похвала - это особый вид контакта, при котором взрослому важно быть максимально внимательным и деликатным.