Найти в Дзене
Внутри России

Революционное движение и русский социализм. Глава 2.7. Часть 3. История революционного движения в России в 19 веке. Марксизм.

После убийства императора Александра II и снижения популярности революционных идей, многие народники обратились к положительной стороне учения. Вспомнили о земствах и о своих коллегах, уже давно проживающих в глубинке и занимающихся обычным повседневным трудом в больницах, школах и библиотеках. Задача интеллигенции представилась в новом свете – помощь крестьянству собственным трудом. По сути это было очередное «хождение в народ» под лозунгом осуществления малых дел, но на этот раз деполитизированное, без каких-либо агитаций, по крайней мере явных. На время эта созидательная и вполне здравая идея стала для значительной части народников главной.

Медперсонал земской больницы. Фото из открытых источников.
Медперсонал земской больницы. Фото из открытых источников.

Народничество оказало громадное влияние на развитие всей русской культуры. В пореформенной России непрестанно шел поиск своей национальной идентичности, как в сфере философско-политической мысли, так и в сфере искусства. Ведущие деятели культуры также обратились к народничеству. Русский народ стал главным героем в литературе, изобразительном искусстве, даже в театре и опере. Деятели культуры старались подражать народному искусству и мировоззрению, это проявилось даже во внешнем облике, стало модным отпускать бороду. Укреплению народнического духа в высших кругах способствовали такие известные писатели как А.Н. Энгельгардт и Л.Н. Толстой (проповедовавший опрощение – упрощение образа жизни и отказа от излишеств), П.И. Мельников-Печерский, Н.А. Некрасов, В.П. Воронцов, В.Г. Короленко и многие другие.

Достоевский писал: «Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шага всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнёт и он нас самих уважать...» [цитата по 125]. На этом фоне широкое развитие в России получила благотворительность и меценатство. Это было настолько естественно и понятно, что народничество отчасти было воспринято даже императором, но об этом позже.

На базе социалистического народничества в 1900-х годах была основана партия социалистических революционеров (СР, эсеры), которые придерживались нелегальной террористической деятельности, и народных социалистов (НС, энесы, трудовики), пытавшихся влиять на власть законными методами. Однако их популярность, как уже говорилось, в кругах интеллигенции к тому времени пошла на спад.

Радикальная оппозиция искала новые пути осуществления революции. В 1890-е годы свою популярность приобретает новое социалистическое учение – марксизм. Не буду вдаваться в теоретические подробности учения К. Маркса, для нашего повествования гораздо важнее русская интерпретация его идей и их практическое осуществление. Скажу только, что это было комплексное философское и политико-экономическое учение, основанное на атеизме, материализме и утопическом социализме. Вообще странно, что именно это учение стало так популярно среди отечественных революционеров, т.к. основным идеологическим врагом в этом учении является капитализм и буржуазия – явления, которые в России по сравнению с европейскими странами, были развиты еще слабо.

Русский марксизм имел народнические черты, но они не были главными. Если раньше казалось, что нужно только пробудить у крестьян «спящий внутри социализм», то теперь пришло понимание, что этого недостаточно, крестьяне не были способны осуществить революцию. Необходимо было изменить сам народ и его мировоззрение, подогнав под социалистические лекала. Путем агитации и террора это сделать было нельзя, что доказали прошлые попытки. На помощь неожиданно пришел капитализм – быстро растущая промышленность требовала все большего числа рабочих рук, в России начал формироваться новый многочисленный класс общества – пролетариат. Социальное неравенство, тяжелый многочасовой труд, несоизмеримый с заработанными деньгами формировали у рабочих чувство несправедливости и недовольства, а возможность нарушения режима работы предприятия и близость к административным учреждениям давали невиданные дотоле рычаги влияния на буржуазию и власть. К тому же сами заводские и фабричные рабочие лучше поддавались атеистической агитации, т.к. были оторваны от своих корней, традиций и религии, не испытывали влияние общины. Если раньше революционеры оказывались в народной среде, в мире устойчивой традиционной крестьянской деревни, то теперь сам народ пришел в мир города, в мир откуда вышли все эти разлагающие атеистические учения.

Гостиницы для рабочих в помещении бывшего Стеклянного завода Петербургского общества трезвости. Ноябрь 1909 года. Фото из открытых источников.
Гостиницы для рабочих в помещении бывшего Стеклянного завода Петербургского общества трезвости. Ноябрь 1909 года. Фото из открытых источников.

Именно в центральной России, по сравнению с другими регионами империи, были наихудшие условия труда и самый низкий уровень механизации. Именно здесь чаще всего происходили стачки рабочих еще задолго до первой русской революции (крупнейшая из них Морозовская, прошедшая на Никольской мануфактуре в 1885 году). Основными причинами стачки было невыносимое положение рабочих, несправедливая система штрафов и снижение заработанной платы. Хроническое утомление работников мануфактуры вело к увеличению брака, порче продукции, что, в свою очередь, приводило к штрафованию рабочих за порчу имущества. Разоряли рабочих и харчевые лавки, в которых продукты продавались по завышенным ценам под будущие заработки. О положение рабочих в 1870-х годах метко отмечал драматург Д.Д. Кинешский в пьесе «Пить до дна – не видать добра»: «Вы теперь подумайте, други:·сидит этта фабришный целую неделю за станом, ноги-то, руки-то занемеют, в голове словно туману напущено! словно шальные все! и виду-то человечьего-то нет! В хоромине-то духота, стены голые и не глядел бы! солнышко в ино место не заглянет! только и видишь его што по праздникам! Ну, други, придет этта праздник ты, дед, писание станешь читать, другой в поле хлеб поглядеть пойдет, аль в лес аль к пчелам, аль с суседями толковать земство, значит, аль сходка, аль о ценах хлебных. Скажи, куда фабришному то идтить? О чем ему говорить-то? У него всё отмеряно да взвешено! Разве о том что штрафы пишет незнамо за што, да провизию отпускает гнилую да за рублевый чай берет два с полтиной, за ворота не пущает, штоб провизию у него брали да штоб разврату боле было! Об эвтом разве! ну, значит одна и дорога в кабак! один разговор-от о водке да распутстве» [цитата по 125].

Рабочие у станков. Фото из открытых источников.
Рабочие у станков. Фото из открытых источников.

Однако сразу поясним, что и тут на деле оказалось все сложнее, чем это рисуется в советских фильмах. Положение рабочих было различным, зависело во многом от заводчика (иначе буржуа). Многие, как, например, Классен Е.Е. – владелец льняной мануфактуры в Романове-Борисоглебске, за свой счет без всякого принуждения для своих работников улучшал быт, строил общежития, школы и больницы, не мало делал для ограждения здоровья рабочих при производстве работ, вводил денежные пособия заболевшим рабочим и т.д. К тому же не стоит обобщать все дореволюционное время. Россия динамично развивалась и положение рабочих также изменялось со временем. [300]

Рабочая столовая на Текстильной фабрике в Раменском до революции. Фото из открытых источников.
Рабочая столовая на Текстильной фабрике в Раменском до революции. Фото из открытых источников.

Внимание «рабочему вопросу» на правительственном уровне стало уделяться в правление Александра III. Начиная с начала 1880-х предпринимались действия по улучшению условий труда и быта фабрично-заводских рабочих, повышению уровня их жизни. Про охрану труда и здоровья рабочих как на законодательном, так и на практическом уровне уже говорилось в главе 2.5. Еще раз повторю, что к 1916 г. существовали 2403 кассы, насчитывавшие почти 2 млн. членов [199], а к 1914 году квалифицированной медицинской помощью пользовалось уже 83—85% фабрично-заводских рабочих [200, 201]. [190]

Школа для детей работников фабрики в Раменском. Фото из открытых источников.
Школа для детей работников фабрики в Раменском. Фото из открытых источников.

Постепенно росла заработная плата, а продолжительность рабочего дня сокращалась. К 1900 году средний рабочий день в обрабатывающей промышленности составлял в среднем 11,2 часа, а к 1904 не превышал уже 63 часов в неделю (без сверхурочных), или 10,5 часа в день. Таким образом, за 7 лет, начиная с 1897 г., 11,5-часовая норма декрета на деле превратилась уже в 10,5-часовую, причем с 1900 по 1904 г. эта норма ежегодно падала примерно на 1,5%. В 1908 году на фабриках Московской губернии средний рабочий день составлял 9,5 часов. Средний рабочий день по Петроградской губернии к началу 1917 года снизился уже до 8,4 часов. Число праздничных выходных дней в дореволюционное время у рабочего в году составляло 45. [302]

Причем такое положение рабочих было сходным и в других европейских государствах. Рабочее законодательство формировалось постепенно. В таких условиях раскачать пролетариат было непросто, хотя он был более социально активен, чем крестьянство. Однако, часто рабочие стачки организовывались не в политических целях, а для защиты своих профессиональных интересов – сокращение рабочего дня, повышения зарплаты и т.д. Основные бои «за место под солнцем» отгремели в Европе еще в середине 19 века, в революцию 1848 года. Многое было уже сделано раньше, поэтому Россия была психологически готова к появлению нового капиталистического класса и, в какой-то степени, русскому рабочему повезло больше – он без особой борьбы достаточно быстро приобретал свои права и привилегии.

Слесарь Сормовского завода Капитский с женой и детьми. Фото из открытых источников. Как видно, вполне имел приемлемый жизненный уровень.
Слесарь Сормовского завода Капитский с женой и детьми. Фото из открытых источников. Как видно, вполне имел приемлемый жизненный уровень.

Социал-демократическое движение в России разделилось на радикальное и консервативное крыло, как это было и у социалистов-народников. Легальный марксизм пропагандировался вполне открыто в таких газетах как «Новое слово», «Жизнь», «Начало». Его представителями были известные общественные деятели из рядов интеллигенции: П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др. Они критиковали народничество и выступали за демократические свободы, равноправие, эволюционное реформирование общества, при этом признавали прогрессивность капитализма. Коммунизм для них представлялся желанной, но очень далекой перспективой. Позже многие представители этого направления перешли в либеральный лагерь и основали партию конституционных демократов (Кадеты).

Радикальное крыло в 1880-х было сформировано бывшими революционерами-народниками, пересмотревшими свои взгляды: Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом и др. Ими были созданы первые нелегальные марксистские кружки в крупных городах России, которые вели пропаганду среди рабочих, стараясь устроить революцию снизу путем забастовок и вооруженного сопротивления. Наиболее крупная марксистская организация была сформирована в Санкт-Петербурге в 1895 году, в чем была большая заслуга В.И. Ленина. Власти подвергали членов кружков репрессиям, отправляя их в тюрьму или ссылку. Часть руководителей бежала за границу, в Европу, где они продолжали заниматься революционной деятельностью и оказывать влияние на развитие марксистского движения в России.

Члены первого съезда РСДРП. Фото из открытых источников.
Члены первого съезда РСДРП. Фото из открытых источников.

В 1898 году в России была нелегально создана социал-демократическая рабочая партия – РСДРП. Чуть раньше в 1897 году свою марксистскую партию основали российские евреи – БУНД. В 1903 году состоялся второй съезд партии в Лондоне, где РСДРП разделилось на два крыла: меньшевиков и большевиков. Этот съезд, произошедший накануне первой русской революции, представляет особый интерес, т.к. на нем было определено отношение социал-демократов к крестьянству.

Принципиальные разногласия между разделившимися фракциями РСДРП были в основном в методах достижения поставленных задач. Большевики во главе с Лениным настаивали на обязательной диктатуре пролетариата и на формировании партии профессиональных революционеров с боевым крылом и жесткой военной дисциплиной по образцу народовольцев, которая смогла бы возглавить авангард рабочего класса. Меньшевики же были сторонниками более мягкой борьбы за власть, стояли за свободную ассоциацию и ориентировались на либеральную буржуазию. При этом к террору большевики относились несколько иначе чем эсеры. Террор был лишь средством достижения конкретных задач, но далеко не главным, а скорее вспомогательным.

Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Слева направо (стоят): А.Л. Малченко, П.К. Запорожец, А.А. Ванеев, слева направо (сидят): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов. Санкт-Петербург, 1897 год. Фото из открытых источников.
Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Слева направо (стоят): А.Л. Малченко, П.К. Запорожец, А.А. Ванеев, слева направо (сидят): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов. Санкт-Петербург, 1897 год. Фото из открытых источников.

Однако по аграрному вопросу у фракций особых разногласий не было, возможно потому что никакой подробной программы по этой теме в партии РСДРП не существовало. Хотя Ленин выпустил свой монументальный труд «Развитие капитализма в России», где подробно разобрал и аграрный вопрос, еще в 1899 году. Но и здесь не все делегаты сошлись в едином мнении. В частности, никак не могли решить – какие вообще должны быть взаимоотношения между крестьянством и пролетариатом. Ленин принял активное участие в обсуждении аграрной программы и настоял на признании крестьянства как союзника пролетариата, а также обосновал революционное требование возвращения земельных «отрезков», как уничтожение одного из остатков крепостничества. Так что на данном этапе все требования партии ограничивались передачей помещичьей земли в виде отрезков крестьянам. Настоящая разработка аграрной программы была представлена и утверждена только на 4 съезде партии в 1906 году, но об этом речь пойдет в следующей главе.

Продолжение следует.

Предыдущие части главы 2.7:

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.