Во времена Ивана Грозного во многом происходило становления русской государственности с в полной мере централизированным управлением. Поэтому одной из первостепенных задач, стоявших перед Иваном Грозным, была организация пополнения и увеличения казны.
Во-первых, вводились налоги: сборы делились на окладные (регулярные сборы определенного размера) и неокладные (размер которых определялся от их назначения. По сути, эта система лежит в основе современной системе налогов.
Во-вторых, во времена Ивана Грозного был введен первый централизованный земельный налог, в котором, среди прочего, выделялась первая облагаемая налогом единица земли – соха. Дословно с праславянского означает сук, дубина, дерево с развилкой. Считается, что термин переняли у татар. Те брали плату за плуги (сохи) для обработки земли - площадь земли, которая могла быть вспахана в течение одного светового дня 2–3 лошадьми с плугом. При чем не было единой меры: от 600 до 1 800 десятин, или 800 четвертей доброй земли, 1 200 средней, 1 800 худой, в поле. Для понимания 1 десятина — это примерно 145 наших соток. 10 сох новгородских равнялись одной сохе московской. А одна новгородская ровнялась 3 обжам. Обжа – это территория, вспахиваемая одной лошадью за один день.
Основная часть складывалась из налогов на землю, имущество, таможенных сборов. У крестьян были свои особые налоги, которых было значительно больше, чем у дворян (хотя размер каждого из них был, ожидаемо, меньше, потому что денег и имущества у крестьян было немного). Отдельными податными привилегиями, т.е. уменьшенными налогами с имущества, земли и прочего пользовалась церковь, а также те дворяне, которые жертвовали или сдавали в аренду свои земли на нужды церкви.
Есть и интересный факт, связанный с эпохой правления Ивана Грозного. Именно в его эпоху появилась первая альтернатива акцизе на алкоголь. Точнее, она была и раньше, но эта прибыль устанавливалась владельцами кабаков и феодалами. Теперь же часть прибыли от продажи алкоголя уходила прямо в государственную казну. Более того, употребление алкоголя с этого момента стало даже своеобразной повинностью наравне с барщиной. Это было необходимо, чтобы быстрее пополнять казну в периоды войн или других масштабных трат.