В прошлом фотография была доступна лишь немногим, и профессиональные фотографы вызывали восхищение. Сегодня почти каждый снимает, используя фотоаппараты, смартфоны и планшеты. Фотофиксация событий и явлений стала обычным делом, а снимки быстро попадают в Интернет и социальные сети, становясь доступными для широкой аудитории. Тем интереснее побеседовать на темы природной фотосъемки с профессионалом и экспертом, Андреем Лысиковым.
Стоит ли говорить, что владение самой современной и дорогой камерой отнюдь не означает, что в вашем фото-портфолио автоматически будут появляться “шедевральные” снимки. Ремеслу, а тем более искусству фотографии надо серьезно учиться, ведь количество снимков не всегда означает качество. Многие фотографии, выкладываемые в сети, оставляют желать лучшего, и даже с простой техникой нужно уметь обращаться. Важно помнить, что снимает не камера, а фотограф, и от его мастерства зависит, будет ли снимок интересен зрителю или останется незамеченным. Поможет освоить азы природной фотографии недавно вышедшая книга Андрея Лысикова "Фотография. Руководство по съемке природных сюжетов". С удовольствием предлагаем вам интервью с автором.
- Андрей, от души поздравляем с выходом книги! Кто ее потенциальный читатель?
Спасибо. Изначально я планировал создать книгу для начинающих любителей этого жанра. Однако в процессе работы осознал, что она охватывает гораздо более широкий спектр видов съемки. В теме сочетаются настроение и глубина пейзажной фотографии, образность натюрмортов и портретов растений и животных, а также точность и конкретность предметной фотосъемки небольших объектов живой природы. Настоящий садовый фотограф не упускает возможности заняться макросъемкой удивительных природных феноменов, таких как мелкие фрагменты цветка или яркие насекомые.
После некоторого размышления я решил, что аудитория книги может быть значительно шире, чем просто садоводы и ландшафтные дизайнеры. Потенциальный читатель – любой человек, который любит природу во всех ее проявлениях и недавно взял в руки фотокамеру или смартфон, чтобы запечатлеть всю ее красоту и своеобразие. Такой читатель, начав снимать, может столкнуться с тем, что не все его снимки получаются так, как ему бы хотелось. Надеюсь помочь таким людям улучшить свои навыки и научиться передавать всю прелесть природы через объектив камеры.
Фотография — это искусство, которое требует не только технических знаний, но и творческого подхода. Даже самые элементарные знания о композиции, свете и экспозиции могут значительно улучшить качество снимков. В отличие от правил дорожного движения, где поверхностные знания могут привести к опасным ситуациям, в фотографии даже базовые навыки могут стать отправной точкой для дальнейшего развития.
- Как Вам кажется, достаточно ли пройти какой-то курс или обучиться по одному учебнику, чтобы считать себя фотографом?
Для начинающего фотографа важно понимать, что путь к мастерству лежит через постоянное обучение и практику. Прочитав книгу по основам фотографии, можно получить представление о ключевых принципах, таких как правило третей, использование ведущих линий и управление глубиной резкости. Эти знания помогут делать более удачные снимки и лучше передавать свою задумку.
Однако чтение книг и изучение теории — это только часть процесса. Настоящий прогресс приходит с практикой. Снимая каждый день, экспериментируя с различными настройками камеры и анализируя результаты, фотограф постепенно накапливает опыт. Этот процесс самообучения важен для любого уровня мастерства.
Даже профессиональные фотографы не останавливаются на достигнутом. Они продолжают учиться, посещая мастер-классы, читая специализированную литературу и обмениваясь опытом с коллегами. В фотографии нет предела совершенству, и именно это делает ее такой увлекательной и многогранной.
Таким образом, независимо от того, являетесь ли вы новичком или опытным мастером, всегда есть чему учиться и куда расти. И каждая новая крупица знаний и опыта делает вас ближе к тому, чтобы стать настоящим фотохудожником.
- Нужно ли природному фотографу путешествовать, ведь это довольно затратно по нашим временам?
Фотографирование природы — это увлекательное занятие, которое предоставляет бесконечные возможности для творчества и самовыражения. Природа действительно окружает нас повсюду, и даже в городской среде можно найти интересные объекты для съемки. Независимо от того, где вы находитесь, всегда можно найти интересный объект для съемки. Главное — быть внимательным к окружающему миру и не бояться экспериментировать.
Леса и луга — это классические места для фотографирования природы. Здесь можно найти множество интересных сюжетов: от величественных деревьев и разнообразной флоры до диких животных и птиц. Особенно красивые кадры получаются на рассвете или закате, когда свет мягкий и теплый.
Степи и горы предлагают совершенно иной пейзаж, но не менее захватывающий. Горы предоставляют возможность снимать величественные панорамы, а степи — бескрайние просторы с уникальной флорой и фауной.
Долины рек и морские побережья также являются отличными местами для фотосъемки. В этих местах можно запечатлеть водные пейзажи, отражения в воде, а также разнообразную жизнь на берегах.
В городах скверы и парки становятся оазисами природы. Здесь можно найти красивые цветочные композиции, ухоженные газоны, декоративные кустарники и деревья. Парк — отличное место для съемки домашних животных, птиц и насекомых.
Ботанические сады и выставки цветов предоставляют уникальные возможности для макросъемки. Здесь можно найти редкие растения и цветы, которые сложно встретить в дикой природе.
Не стоит забывать и про дачные участки. Садовые композиции, цветущие клумбы, овощные грядки — все это может стать отличным объектом для фотосъемки. К тому же, здесь можно экспериментировать с различными ракурсами и освещением.
Фототуры — это специализированные поездки, организованные для любителей фотографии. В таких турах можно не только насладиться красивыми пейзажами, но и получить ценные советы от профессионалов. Особо популярны туры для бердвочеров — энтузиастов съемки птиц.
Садовый туризм становится все более популярным. Это увлекательные поездки по усадьбам и паркам как в нашей стране, так и за рубежом. В таких местах можно найти множество интересных объектов для съемки: от ухоженных садов до исторических зданий.
- Можно ли овладеть искусством фотографии, не умея рисовать и не будучи колористом?
Фотография природы — это не просто запечатление окружающего мира, это искусство, которое требует умения видеть и передавать уникальность каждого объекта. Мастерство природной фотографии проявляется в способности фотографа создать визуальный образ, который рассказывает историю и вызывает эмоции.
Каждый природный объект имеет свою уникальность и самобытность. Будь то лесной уголок, цветущая степь или отдельное растение в городском саду, фотограф должен стремиться раскрыть эту уникальность. Это можно сделать через выбор необычных ракурсов, использование различных объективов и фильтров, а также через игру с освещением.
Фотография должна не только показывать красоту природы, но и передавать настроение и эмоции. Это может быть ощущение спокойствия от вида тихого лесного озера на рассвете или восхищение от ярких красок цветущего луга. Эмоциональная составляющая фотографии делает ее более живой и запоминающейся.
Фотографу важно передать свое личное отношение к объекту съемки. Это может быть любовь к определенному месту, восхищение его красотой или удивление от необычности увиденного. Личное отношение помогает создать более глубокие и выразительные снимки.
Для создания качественных и выразительных фотографий необходимо учитывать множество технических аспектов. Это выбор подходящего оборудования, учет интенсивности и направления света, композиционные построения, интересные планы и ракурсы съемки. Использование специальных приемов фотосъемки, таких как макросъемка, длинная выдержка или HDR (High Dynamic Range), также помогает достичь желаемого результата.
Исключительно важным элементом является собственная авторская трактовка. Именно она передает индивидуальный почерк фотографа и позволяет ему выделяться среди других. Авторская трактовка может проявляться в выборе тематики, стиле обработки фотографий, использовании определенных приемов и техник.
- С появлением искусственного интеллекта и самых разнообразных версий фоторедакторов насколько могущественным должен быть фотограф-человек?
Несмотря на развитие технологий, творческий фотограф всегда найдет способ применения своим талантам. Умение видеть сюжет, знание техники съемки и постобработки позволяют создавать уникальные и выразительные фотографии. Технологии могут стать полезным инструментом в руках мастера, но они никогда не заменят человеческий креатив и эмоциональную составляющую искусства фотографии.
Постобработка — это важный этап создания фотографии, который позволяет подчеркнуть её лучшие качества. Правильная коррекция цвета, контраста, резкости и других параметров может значительно улучшить снимок. Однако важно помнить, что цель постобработки — не изменить реальность, а подчеркнуть её красоту и уникальность.
Об этом, и не только, я рассказываю в своей книге, так что буду рад, если она станет не просто настольным пособием, но сослужит реальную службу на практике!
Андрей Лысиков - практикующий ландшафтный фотограф, кандидат биологических наук, член Союза фотохудожников и член Союза фотографов дикой природы, автор 14 книг и более 600 научных и научно-популярных статей по ландшафтному дизайну и садово-парковой фотографии, официальный фотограф московских фестивалей "Цветочный Джем" и "Сады и люди". Страница на ВК: https://vk.com/gardenphotolysikov
Еще по теме:
Текст: Леля Голованова специально для www.supersadovnik.ru
Анонсы канала в мессенджере Telegram, группе "Сады и цветы" вКонтакте и на Одноклассниках, канал Ютуб, профиль в фотобанке Shutterstock.