Найти тему
Сады и цветы

Студия садового мастера: английский сад Грэветай-Мэнор

Замечательный ландшафтный фотограф Андрей Лысиков представляет еще один красивый английский сад - Gravetye Manor работы Уильяма Робинсона, настоящего мастера садового дизайна. Передаю слово Андрею.

"Обширное поместье Грэветай-Мэнор (Gravetye Manor) в графстве Западный Сассекс уже давно привлекает любителей английского садоводства. Не миновала его и наша группа садовых туристов от компании “Профи-Трэвелз”. Место это знаковое, мемориальное, поскольку декоративные посадки в Грэветай-Мэнор были заложены его хозяином, выдающимся британским садовым художником Уильямом Робинсоном, который прожил в поместье с 1885 года в течение 50 лет, до самой своей смерти.

-2

Большой знаток и ценитель природной флоры, энтузиаст природного, “дикого” сада, Робинсон считал свои собственные владения экспериментальной мастерской, где он придумывал и опробовал многие новые приемы декоративного садоводства. Этот человек в свое время способствовал смене парадигм декоративного садоводства. Не без его участия во всем мире получили широкое распространение цветочные сады, включающие дикорастущие травянистые растения, а также каменистые горки. Можно считать, что сад в Грэветай-Мэнор на протяжении десятков лет представлял собой воплощенную историю развития английского садоводства конца XIX - начала XX века.

Уильям Робинсон прожил долгую творческую жизнь. Он родился в 1838 году в Ирландии, где с самого детства работал помощником садовника в поместье богатого баронета сэра Ханта Джонсон-Уолша. В возрасте 21 года Уильям уже руководил обширным тепличным хозяйством поместья. Однако после того, как по невыясненной причине, в один из морозных зимних дней теплицы оказались выстужены и коллекция теплолюбивых растений погибла, он, после размолвки со своим хозяином, уезжает в Англию.

С тех пор Уильям Робинсон никогда больше не имел дела с теплицами. Более того, всю свою жизнь он посвятил созданию садов только из устойчивых растений, неутомимо вводя в садовую культуру растения из местной флоры и многочисленные интродуценты, тщательно проверяя их на зимостойкость и невосприимчивость к болезням в условиях Англии. Такими масштабными естественными посадками впоследствии была занята значительная часть территории его поместья, занимающего площадь более 12 га.

После переезда в Лондон, Робинсон работал куратором секции травянистых растений Королевского Ботанического Общества в Риджент-Парке. Постепенно к нему приходит известность и он становится одним из самых востребованных садовых дизайнеров того времени. Большую роль в этом сыграло опубликование Робинсоном его книг “Дикий сад” и, особенно, “Английский цветочный сад”, в которых он критически оценивал приемы формального садоводства и ратовал за обращение к садам природным.

-6

Разделяя взгляды Уильяма Морриса, основателя популярного художественного движения “Искусства и Ремесла”, во многом созвучного стилю модерн, он выступал против явных проявлений искусственности в архитектуре и садовом творчестве, и призывал максимально вписывать сад в природное окружение. Своими работами и многочисленными публикациями (а он долгое время был автором и издателем знаменитого журнала “Сад” – “ The Garden ”) Уильям Робинсон оказал огромное влияние на изменение стилистической направленности садов Англии в позднюю Викторианскую эпоху, а также на характер ландшафтных работ многих современных ему и последующих садовых дизайнеров.

-7

Достигнув известности и став весьма состоятельным человеком, Уильям Робинсон приобрел на аукционе старинное поместье Грэветай-Мэнор. Огромный каменный дом в этом поместье был построен в 1598 году, в елизаветинскую эпоху. До наших дней сохранилась и часть стены того же времени, которая окружает сад. Дом прекрасно сохранился, он занимает выгодное положение на широкой террасе, расположившейся в верхней части высокого холма. Отсюда открывается великолепный вид на сбегающий к югу луг, живописную долину ручья и озеро, где в чистейшей воде водится форель.

-8

Выше по склону устроена поляна для игры в крокет, окруженная пейзажными лесными посадками, которые так любил Робинсон. В верхнем ярусе растут посаженные им дубы, вязы, буки и березы, а также многочисленные хвойные породы, среди которых можно увидеть сосну черную, тис ягодный и тсугу канадскую. В густом подлеске можно встретить эффектную парротию персидскую, кизил японский, клен дланевидный с ажурной листвой, усыпанные белыми и розовыми цветками дейции, воздушные скумпии, а также рододендроны, превращающие весной всю лесную часть поместья в многоцветную палитру.

-9

Поднявшись вверх по каменным ступеням и минуя кованую калитку, попадаешь в расположенный на террасах большой овальный огород. По традиции он обнесен высокой каменной стеной, к тому же склон, на котором он расположен, ориентирован на юг. Это позволяет получать урожай на пару недель раньше обычных сроков. Здесь, на широких уступах, закрепленных низкими подпорными стенками, как и сто лет назад выращивают лук и картофель, листовую свеклу и морковь, горох и клубнику. В общем, там есть все необходимое для большого поместья, включая яблоки и груши на шпалерах и даже киви в пристенной посадке.

Изюминкой поместья Грэветай-Мэнор можно назвать внутренние цветочные сады, созданные Робинсоном около своего дома, к западу и к югу от него. Здесь знаменитый дизайнер реализовывал свои тщательно продуманные схемы свободных цветочных посадок. Известно, что Робинсон обладал весьма сложным характером, и всегда крайне презрительно высказывался о ковровых цветниках, характерных для викторианской эпохи, именуя манеру их создания “конфетным”, или “кондитерским” садоводством.

-11

Однако он признавал красоту и своеобразие традиционных цветочных миксбордеров и разделял бытующее мнение, что такие цветники наилучшим образом помогают вписать архитектурные сооружения в окружающую природу. Не случайно Уильям Робинсон в течение многих лет поддерживал дружеские отношения с Гертрудой Джекилл, ведь их взгляды на роль цветников в дизайне сада имели много общего. Известно, что они не только обменивались идеями, но и делились растениями, когда создавали собственные сады.

-12

Цветочный сад, расположенный к западу от дома, увитого хмелем и девичьим виноградом, представляет собой лужайку, окаймленную миксбордерами. Широкие дорожки, мощенные каменными плитами, делят крест-накрест центральную лужайку на четыре части. В центре на невысоком постаменте установлены солнечные часы. По всему периметру разбиты цветники, в которых широкими мазками сочетаются разные краски цветов. Пышные посадки трав выплескиваются на дорожки и ступени лестниц, забираются на склон и составляют между собой живописные композиции.

-13

Здесь можно встретить много кустарников и, особенно, цветочных многолетников - героев публикаций Уильяма Робинсона. Их он усердно популяризировал в качестве перспективных видов для культивирования в английских садах. Рядом с парковыми розами высажены таволги, астранции и гвоздики, фиалки и декоративные луки, колючая расторопша с сетчатым рисунком на листьях и герань мелкотычинковая с черным глазком в центре малинового цветка. Розовые шапки ладанника, или цистуса соседствуют с белыми спиреями и шалфеем, а серебристые массивы полыней горькой и Стеллера – с романтичными зеленоватыми зонтиками дудника лекарственного.

-14

Среди плотной зелени вспыхивают яркие фиолетовые цветки герани крупнокорневищной и розовые – герани Эндриса. Свечки люпинов и наперстянок возвышаются над куртинами окопников, водосбора и молочая многоцветного, а трогательные белые реснички цветков василистника окружают плотные бледно-розовые колосья горца змеиного.

-15

Со стороны, противоположной особняку, цветочный сад замыкает высокая подпорная стенка. За ней возвышается пергола, увитая старой глицинией китайской, цветущей пышными белыми кистями. Массивные кирпичные столбы перголы утопают в серебристых подушках котовника Фассена, среди которых возвышаются пурпурные шары лука афлатунского. Эта завораживающая композиция занимает и часть стриженого луга, обтекая склон по направлению к островерхой беседке.

-16

По ступеням, поросшим розовым кентрантусом, можно спуститься из дома на обширную открытую террасу с цветниками, каменной скамьей и чашей фонтана на пьедестале, который подбит снизу пурпурным шалфеем лекарственным. Здесь высажены аквилегия, испанский артишок, котовник, сантолина, перовския, и много других декоративных и кулинарных трав. Окруженная парапетом, увитым лианами, южная цветочная терраса возвышается над лугом, за которым в легкой дымке скрываются поросшие лесом холмы Сассекса.

-17

Сейчас дом Уильяма Робинсона занимает уютная гостиница, владелец которой, Питер Герберт, выкупил особняк в 1957 г, отреставрировал его, а также тщательно воссоздал сад, имевший ко времени покупки довольно запущенный вид. Любители садов и последователи ландшафтной доктрины Робинсона до последнего времени вынуждены были заказывать номер в гостинице или, как минимум, обед в роскошном мишленовском ресторане при отеле, поскольку только таким образом можно было попасть во внутренние цветочные сады Грэветай-Мэнор. Остальные могли лишь издали взглянуть на них с общедоступной пешеходной дорожки. Она проходит через покатый цветочный луг с юга на север, минуя одиночные и групповые посадки деревьев и кустарников, среди которых выделяются роскошные камелии и гортензии.

-18

Естественный луг с цветущими ранней весной нарциссами, рябчиками, ветреницами, хохлатками и пролесками эксплуатируется по образу мавританского газона и стрижется только после обсеменения луговых цветов в конце лета. Считается, что такой прием культивирования лугового цветочного газона впервые ввел в садовую практику именно Уильям Робинсон. Этот садовый прием в последнее время привлекает многих владельцев больших участков.

-19

Замечательные сады поместья Грэветай-Мэнор были восстановлены с сохранением того стиля и духа, которые царили в нем во времена прежнего хозяина. Нынешний управляющий отеля, Эндрю Рассел, бережно сохраняет эти традиции, прекрасно сознавая, что личность Уильяма Робинсона и его творчество будут и впредь, как магнит, притягивать многочисленных ценителей садового искусства со всего мира."

Подписаться на канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзен

Анонсы канала в мессенджере Telegram, страница вКонтакте, блог в ЖЖ, группы "Сады и цветы" в Фейсбуке и на Одноклассниках, профиль в фотобанке Shutterstock.