Ландшафтный фотограф Андрей Лысиков рассказывает еще об одном замечательном английском саде. «С высоты птичьего полета земли графства Западный Сассекс больше всего напоминают лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных полей и пастбищ, пустошей и небольших лесных массивов. Так сложилось, что окрестные места славятся многообразием исторических садов, разбитых на холмистых просторах. В этом районе Англии расположилось и обширное поместье Стэнден (Standen House Garden), может быть и не принадлежащее к числу наиболее известных ландшафтных объектов, но от этого не потерявшее своеобразия и привлекательности. Большой семейный дом, построенный в поздневикторианском стиле в конце 19 века, окружен здесь замечательными садами, до сих пор сохраняющими ностальгическую атмосферу давно ушедшего времени. Именно сюда в этот раз приехала наша группа садовых туристов компании “Профи-Трэвелз”.
В 1890 г. преуспевающий 50-летний лондонский адвокат Джеймс Бил присмотрел эти живописные места для сооружения загородного дома, где его большая семья могла бы все теплое время года наслаждаться жизнью на природе. Вскоре он стал владельцем большого участка земли площадью около 5 га в местечке Ист Гринстед, объединив три приобретенных им фермерских владения. На том месте, где он рассчитывал построить дом, прежде находились посадки плодовых деревьев, кое-какие постройки и остатки старого сада 18 века. Для строительства дома Джеймс и его супруга Маргарет, которая впоследствии принимала живейшее участие в обустройстве усадьбы, пригласили именитого архитектора Филиппа Веба. Практически одновременно лондонскому садовому мастеру Г. Симпсону была поручена разработка ландшафтного проекта участка.
В конце 19 в. в Англии и за ее пределами большую популярность приобрело художественное течение “Искусства и Ремесла” (Arts & Crafts). Его приверженцы ратовали за простоту, лаконичность и изящество предметов и объектов, окружающих человека в его повседневной жизни, использование природных мотивов в дизайне изделий, пропагандировали ручную работу в пику машинному производству. Впоследствии это течение явилось основой всем известного стиля модерн. К этому художественному направлению имел пристрастие и Ф. Веб, поэтому, несмотря на то, что дом в Стэнден выполнен в несколько иной манере, для интерьерных работ он привлек своего друга и коллегу, одного из основателей движения “Искусства и Ремесла” Уильяма Морриса. Благодаря этому сотрудничеству, особняк, оформленный шпалерами, мебелью и светильниками ручной работы, авторскими набивными тканями и орнаментальными обоями, по сию пору привлекает большое внимание любителей прекрасного.
Из сохранившихся документов известно, что ландшафтный мастер Г. Симпсон изначально планировал поместить дом в самом основании довольно высокого холма, занимающего значительную часть территории поместья. Однако архитектор предложил перенести его выше по склону, чтобы освободить место для декоративных садов, а также расширить вид, который бы открывался из окон особняка. Известно также, что под влиянием архитектора, а также Маргарет Бил, которая имела репутацию весьма опытного садовода, первоначальный план ландшафтных работ был существенно изменен. Проект Симпсона был выполнен в основном, в регулярной викторианской манере со строгими геометрическими схемами размещения ярких цветочных клумб и формованных кустарников. В результате совместных усилий мастеров дизайна и хозяев усадьбы, а также после нескольких позднейших переделок, сад теперь предстает перед нами как синтетическая и достаточно цельная комбинация элементов, принадлежащих нескольким ландшафтным направлениям.
В его облике можно явственно уловить влияние изысканного раннего модерна. Особенность таких садов выражается в свободной манере пышных растительных посадок в пределах стриженых живых изгородей, в широком применении вертикальных конструкций: пергол, трельяжей и решеток, заплетаемых вьющейся растительностью, а кроме того, в использовании местных материалов для строительства террас, лестниц, подпорных стенок и других элементов ландшафта. Достаточно характерен для такого сада продуманный, гармоничный подбор оттенков окраски листвы и цветов в растительных комбинациях и сочетаниях. Большое значение уделяется плавному переходу между создаваемым садом и окружающей природной средой. Пример поместья Стэнден показывает, насколько удачно Филиппу Вебу удалось вписать дом, новые и существующие постройки, а также жесткие конструктивные элементы сада в холмистый ландшафт.
Вместе с тем, в садах поместья чувствуется также свободное дыхание стиля гарденескью с его выраженными пейзажными картинами и активным использованием ярких, необычных растений, в то время новых для Англии: пальм, дальневосточных хвойных и лиственных древесных интродуцентов, многочисленных рододендронов, бамбуков. Дело в том, что хозяйка поместья заказывала в питомниках большое количество экзотов, которые были очень востребованы владельцами крупных наделов, коллекционерами и любителями растений.
Знакомясь с архивами поместья Стэнден, мне удалось найти не только дневниковые записи о посадках и многочисленные счета за крупные партии деревьев и кустарников, выставленные питомниками и садовыми компаниями, но и переписку хозяйки с известным садовым дизайнером и знатоком флоры Уильямом Робинсоном, чьи владения находились неподалеку. Из писем следовало, что знаменитый автор концепции “диких”, природных садов и бессменный издатель культового журнала “Сад” (The Garden) консультировал Маргарет Бил и принимал ее с визитом в своем саду в поместье Грэветай (Gravetye Manor).
К середине 1930-х годов сады достигли пика своей декоративности, а затем, после ухода из жизни Маргарет, началось их постепенное запустение. В последний период сады стали приобретать более прагматический и рациональный характер. Это было связано с передачей поместья в начале 1970-х годов, после смерти младшей дочери хозяев в ведение негосударственного фонда National Trust и необходимостью сокращения издержек по уходу за ним. На всей территории были проведены санитарные и омолаживающие рубки кустарниковых посадок и высаженных когда-то вокруг садов лесных защитных полос, которые серьезно пострадали во время урагана 1987 г. В настоящее время усилия Национального Треста направлены на восстановление былой структуры садов и обогащение их флористического состава в соответствии с сохранившимися документами.
Вступая в сады поместья Стэнден, ловишь себя на мысли о том, как уютно и радостно жилось большому семейству Биллов в этом месте на протяжении почти 80 лет. Здесь, кажется, было предусмотрено абсолютно все для приятного и веселого загородного времяпрепровождения, что только можно себе представить. Обширные газоны и лужайки для спортивных состязаний, большой пруд для купания, обсаженный бузульниками, дармерами, хостами и астильбами, живописная долина рододендронов в нижней части участка и поднятая лесная часть с тенистыми прогулочными тропами, где весной и летом все подпологовое пространство пестрит цветением первоцветов и колокольчиков.
Какое раздолье здесь было детям, которых у Джеймса и Маргарет народилось семеро. Они катались по дорожкам на велосипедах, гонялись за кроликами по лужайкам и пологим травяным откосам. Играли в укромном павильоне возле экзотической бамбуковой рощи и, возможно, побаивались забираться в расположенное на месте бывшей каменоломни, заросшее папоротником таинственное ущелье с мостиками и замшелыми ступенями лестниц, крутые склоны которого по весне вспыхивали яркими красками цветения камелий.
Используя пересеченный рельеф участка, Филипп Веб и его последователи устроили систему террас, придающую садам сходство с амфитеатром, открытым на южную сторону. Высокий холм к северу, с кулисой защитных посадок и густыми лесными насаждениями предохраняет все поместье от холодных ветров и создает исключительно благоприятный микроклимат. Разноуровневый характер садов позволил создать многочисленные видовые точки, из которых открывается панорама на долину реки Медуэй. В одной из самых эффектных точек в конце верхней террасы установлена каменная беседка под черепичной крышей.
Ближе к дому посадки становятся ярче. В цветниках, окружающих особняк, преобладает золотисто-красная гамма оттенков. Выше всех поднимаются цветоносы головчатки гигантской с бледно-желтыми соцветиями, золотятся девясилы, гелиопсисы, развесили фонтанчики цветков изящные нектароскордумы. В нижнем ярусе пышно цветут салатовые манжетки и оранжевые ноготки. Всполохи красного цвета обеспечивают алые и пурпурные георгины, карминные лилейники, массивные посадки малинового лихниса увенчанного.
Приятное впечатление оставляет приподнятая Лавандовая лужайка – небольшая задерненная трапецевидная площадка, огибаемая дорожкой, отсыпанной мелким гравием. По верху высокой подпорной стенки лужайка обсажена шалфеем, мелколепестником Карвинского и сиреневой лавандой узколистной, в густых куртинах которой деловито жужжат шмели.
Самый нижний уровень поместья занят площадкой для игры в крокет, огородом и довольно большим плодовым садом с прокошенными дорожками между деревьями. Старые, довольно низко кронированные яблони, груши, сливы кое-где подбиты посадками укропа, петрушки, окопника лекарственного, сельдерея, а также ярких маков и душистого горошка. Возле дома сохранилась оранжерея, когда-то снабжавшая прежних хозяев поместья томатами, арбузами и даже ананасами. В самом сердце кулинарного сада устроена замощенная кирпичом приподнятая площадка с деревянной скамьей. Возле нее на ступеньках выставлены пузатые керамические горшки, в которых растут пряные травы.
А чуть поодаль, на дорожке, ведущей к старой скамье, кто-то оставил полосатый мячик, и мне даже вдруг показалось, что со стороны пруда донесся многоголосый детский смех…”
Подписаться на канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзен
Анонсы канала в мессенджере Telegram, страница вКонтакте, блог в ЖЖ, группы "Сады и цветы" в Фейсбуке и на Одноклассниках, профиль в фотобанке Shutterstock.