Найти тему
Сады и цветы

Баскот Парк: английская Италия

Замечательный ландшафтный фотограф Андрей Лысиков продолжает серию фоторассказов о красивых английских садах историей о Баскот-парке.

Вода обладает многими удивительными особенностями, одно из которых - увеличивать размеры сада. Зеркальная плоскость водоема удваивает пространство, умножает его глубину за счет отражения. Вытянутый и постепенно сужающийся водный канал, благодаря законам перспективы, также позволяет саду выглядеть более протяженным и масштабным, чем он есть на самом деле. Такие мысли о волшебных свойствах водной поверхности приходят в голову, когда попадаешь в знаменитый водный сад работы известного ландшафтного дизайнера Гарольда Пето в поместье Баскот Парк (Buscot Park). Оно расположено на юге Англии, среди пологих холмов графства Оксфордшир, куда наша группа от компании “Профи-Трэвелз” приехала знакомиться с садами.

-2

История Баскот Парка началась в 80-х годах XVIII века, в самый период расцвета в Британии пейзажного стиля садового искусства. Владелец поместья, Эдвард Лаведен, окружил свой особняк, занимающий господствующее положение в рельефе местности, обширным газоном, с прилегающими к дому декоративными группами кустарника, устроил большой парк, водоем для разведения рыбы, заложил обширный, огороженный стеной огород и оранжерею.

-3

Поместье оказалось очень удачно вписанным в существующий ландшафт, в этом можно убедиться и сейчас, спустя более 200 лет с момента его появления. Сохранились сведения о том, что территория парка площадью около 60 га была целиком огорожена и там паслись олени, купленные хозяином поместья. Впоследствии владения были значительно расширены, а к северо-востоку от хозяйского дома запружен ручей и вырыто большое озеро. На противоположном от дома берегу озера, в самой отдаленной его части, из белого камня был построен изящный романтический мост через ручей.

-4

В середине XIX века поместье приобрел богатый австралийский промышленник Роберт Кэмпбелл, при котором территория Баскот Парка изменилась мало, за исключением закладки некоторых прогулочных аллей в парке, разборки оранжереи и сооружения террас с подпорными стенами к северу и востоку от дома.

В истории Баскот Парка было немало загадок. Одна из них связана с трагической смертью зятя хозяина, Чарльза Браво в результате отравления сурьмой. Виновной в смерти поначалу признали его жену Флоренс, старшую дочь Р. Кэмпбелла, однако позже она была отпущена за недостаточностью улик. Убийцу найти так и не смогли. Эта история настолько взволновала и заинтриговала общественность, что даже легла в основу одной из книг Агаты Кристи.

-6

В 1889 г владение выкупил местный финансист Александр Хендерсон, позднее получивший титул лорда Фарингдона. С тех пор многие метаморфозы Баскот Парка были связаны с семейством лорда Фарингдона, потомки которого и сейчас продолжают жить в особняке, а также с именем большого мастера британского ландшафтного искусства Гарольда Пето.

-7

Этот человек родился в 1854 г в многодетной семье успешного бизнесмена Сэмюэля Мортона Пето, занимавшегося строительством. Гарольд Пето получил образование в престижном колледже и начал свою карьеру в области архитектуры. В 1871 г он решает создать совместное дело со своим товарищем, Эрнстом Джорджем. Вместе они выполняли многочисленные заказы на архитектурное проектирование, держали штат сотрудников, одним из которых, кстати, был Эдвин Лютиенс, получивший затем широкую известность как один из отцов английского коттеджного стиля и партнер Гертруды Джекилл.

-8

Однако после 20 лет плодотворного сотрудничества товарищество прекратило свое существование. Основной причиной этого, как считается, было глубокое разочарование Гарольда Пето в Лондоне и лондонской жизни. Одним из условий, на которых расстались бывшие партнеры, был 15-летний запрет работы Пето в Англии в области архитектуры. Будучи большим поклонником искусства эпохи Ренессанса, он стал много путешествовать по южной Европе и, в частности, по Италии. Влияние итальянской архитектуры и прекрасных садов итальянского Ренессанса и Барокко не преминуло впоследствии сказаться на характере его работ.

-9

В результате всех этих обстоятельств началась успешная карьера Гарольда Пето уже в качестве дизайнера садов и интерьеров. В своих художественных поисках Пето удачно сочетал регулярную схему сада со свободными посадками растений, несколько смягчающими ее контуры. В его оригинальных проектах, как и в работах некоторых его известных современников, было заметно влияние популярного в те годы художественного направления “Искусства и Ремесла”.

-10

Во время перестройки своего особняка, владелец Баскот Парка сотрудничал с архитектурной фирмой Эрнста Джорджа, благодаря которому он познакомился с Гарольдом Пето и поручил тому работы по переустройству сада. Пето начал с того, что добавил новую переднюю площадку к южному фасаду особняка, построил стенки с балюстрадой и каменные ворота. Рядом с парадным входом он высадил полукруглую стену из стриженого тиса. Она служила обрамлением для привезенной им из Италии замечательной скульптуры Дианы, убегающей от преследования.

-11

В 1904 году Пето создал свой знаменитый водный сад, ставший признанным шедевром садового дизайна. Основой его является вытянутый канал сложной формы, устроенный в основании террасированного склона, спускающегося вниз от особняка к озеру. Ровная площадка к северу от дома, занятая газоном, ограничивается невысоким каменным бордюром, разрыв в нем фланкирован громадными каменными чашами с резными узорами, в которых высажены однолетники. Вниз по склону сбегает лестница, пролеты которой перемежаются ровными лужайками. В ее симметричных полукруглых карманах установлены скамьи, чтобы многочисленные посетители сада, спускаясь вниз, могли отдохнуть и насладиться прекрасным видом, открывающимся с высокой точки. Вдоль оси канала Гарольд Пето выстроил роскошную висту, в фокусе которой он поместил небольшой павильон - ротонда с куполообразной крышей, стоящий на дальнем берегу озера.

-12

Водный путь прорезает старое парковое насаждение, в пологе которого соперничают высокие дубы, грабы, буки, липы и каштаны, а в подлеске растут ива, кизил, черемуха, клены, в том числе и краснолистных сортов. Канал берет начало с округлого водоема сложной формы, в центре которого установлен изящный фонтан, изображающий мальчика, борющегося с дельфином. Их переплетенные тела полны силы, из ноздрей дельфина бьют вверх прозрачные струи воды. На фоне серого камня бортиков водоема отчетливо выделяются зелень листвы и яркие фиолетовые пятна цветков ириса японского, растущего прямо в воде. Здесь же, и в других местах канала, на поверхности воды покачиваются круглые листья нимфей, пора цветения которых еще только наступает.

-13

Узкая ступенчатая протока приводит в квадратную заводь, в углах которой светятся в лучах солнца пестрые листья ириса болотного “Variegata”. Далее опять идет узкий отрезок канала - через него перекинут горбатый мостик, а затем – широкий прямой участок с полукруглыми расширениями, приводящий к озеру. По всей своей длине канал представляет собой своеобразный вытянутый боскет, оконтуренный довольно высокой стенкой из стриженого самшита.

-14

Замысел и исполнение водного сада Пето роднит его с водными каскадами классических садов Италии. Сходство усиливается благодаря присутствию вдоль канала многочисленных каменных скульптур и замшелых “античных” герм, а также использованию в посадках можжевельника обыкновенного с пирамидальной формой кроны, напоминающего кипарис. Гарольд Пето настолько органично вписал свой регулярный водный сад в структуру пейзажного парка, что это не только не вызывает внутреннего протеста, но наоборот, кажется вполне естественным. Это, безусловно, мог сделать только очень талантливый художник.

-15

В последующих работах по переустройству Баскот Парка участвовали архитектор Геддс Хайслоп, а также садовые дизайнеры Питер Коатс и Тим Рим. На территории парка была устроена целая система протяженных прогулочных аллей из дуба черешчатого “Fastigiata”, пирамидального тополя и хмелеграба, ведущих от самого дома. Аллеи пересекаются с водным садом и друг с другом, несколько таких перекрестков оформлены в виде круговых садовых комнат, отгороженных живыми изгородями из самшита и заполненных декоративными посадками с вкраплениями малых форм.

-16

Среди этих перекрестков выделяется “Качающийся сад” – круглая площадка с крестообразным газоном, в центре которого установлена небольшая мраморная колонна с солнечными часами. Четыре сегмента площадки заняты плотными посадками многолетников, здесь встречаются флоксы и ирисы, герани и лилейники, медуницы и хосты. Входы на площадку украшены штамбовыми формами груши иволистной, плетистыми розами на вертикальных опорах и огромными терракотовыми сосудами. Здесь же установлены скрипучие деревянные качели с широкими скамьями, подвешенными на железных цепях.

Одна из аллей начинается к югу от особняка и приводит к обширному, огражденному пространству - Саду Четырех Сезонов. В этом большом саду, окруженном восьмиугольной кирпичной стеной, когда-то располагался огород. Кое-где здесь сохранились плодовые деревья, но основная часть отдана под декоративные посадки невысоких деревьев и кустарников, замечательных роз и многолетников. В Сад Четырех Сезонов можно попасть также и другой дорогой, по склону холма. Направление задают строгие стенки из тиса, бука и хмелеграба, обрамляющие эффектную аллею, несколькими лестничными пролетами спускающуюся к бывшему огороду.

-18

Следуя кратчайшим путем от особняка, сначала попадаешь под сень берсо, живые своды которого сформированы из усыпанного розовыми цветками церциса рожкового, известного под названием “иудино дерево”. Центр сада занимает круглый водоем с фонтаном, огороженный балюстрадой, он создан в 30-х годах прошлого века. Здесь установлены красивые металлические скамейки для отдыха, но никто и не думает присесть на них – так много еще надо увидеть в Баскот Парке.

-19

В роскошных миксбордерах вдоль стен Сада Четырех Сезонов преобладают лилово-пурпурные оттенки гераней, котовника, наперстянки, аквилегии, шалфея лекарственного, декоративных луков, лаванды “Hidcote” и ”мака восточного “Pаtty’s Plum” с романтическими вкраплениями серебристых тонов чистеца византийского и полыней.

-20

Светло и радостно выглядят двусторонние декоративные посадки в желтой гамме цветов, с одной стороны ограниченные кирпичной стеной, а с другой – деревянными трельяжами, увитыми декоративными лианами. Тон задают низкие желтовато-зеленые бордюры из самшита, над которыми возвышаются золотистые кроны невысоких деревцев робинии псевдоакации “Frisia”, кустов пузыреплодника калинолистного “Luteus” и чубушника венечного “Aureus”. В нижнем ярусе царят серебристо-желтые куртины зопника кустарникового, пышные столбики молочая волчьего, вербейник точечный и манжетка мягкая, легкий драматизм вносят оранжево-красные нотки пиериса японского и барбариса Тунберга “Bagatelle”.

-21

Надо отметить, что сады содержатся в отличном состоянии, уход за ними осуществляют специалисты знаменитого британского фонда “National Trust”, во владении которого находятся сотни мемориальных дворцов, замков и садов по всей Англии. Посетителей в садах Баскот Парка бывает довольно много, но они растворяются на значительной территории, составляющей 8 га. К тому же, некоторые из них приезжают не только ради замечательных садов, но и для того, чтобы познакомиться с уникальной коллекцией живописи, собранной семейством Фарингдон.

Благодарю Андрея Лысикова за интересный рассказ и прекрасные фотографии.

Подписаться на канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзен

Анонсы канала в мессенджере Telegram, страница автора вконтакте, блог в ЖЖ, группах "Сады и цветы" в Фейсбуке и на Одноклассниках, профиль в фотобанке Shutterstock.