Найти тему
Per aspera ad astra

Старейший в Волжском. Историко-краеведческий музей

Волжский - это молодой город. Он был основан в 1951 году, а статус города получил в 1954-м. Понятно, что длинной и богатой историей город похвастаться не может, однако это не значит, что её нет. Волжский ещё не успел появиться на картах, а уже внёс громадный вклад в развитие страны, ведь в 1950 году началось строительство Волжской ГЭС. Вклад этой электростанции в экономику страны сложно переоценить, а построили её те, кто жил в бараках посёлка строителей, который вскоре получил имя Волжский и превратился со временем в тот уютный и зелёный город, что мы знаем.

Поэтому появление своего краеведческого музея, который бы рассказывал гостям об истории города, было лишь делом времени.

Волжский историко-краеведческий музей был открыт 4 апреля 1970 года в качестве филиала Волгоградского областного краеведческого музея и считается старейшим музеем в городе. Первой заведующей музея была К. В. Митерева. Ко дню открытия музей обладал внушительной коллекцией предметов более 4000 единиц хранения. Большинство из них - это документы и предметы, связанные с историей строительства Волжской ГЭС, предприятий промышленности, культурной и социальной жизни волжан.

Музей расположен вот в этом здании по адресу ул. Чайковского, д. 15. Это минут пять-семь неспешной ходьбы от ДК Волгоградгидростроя.

С августа 1994 года музей начинает свою «новую» историю, из филиала становится полноценным историко-краеведческим музеем.Были собраны уникальные коллекции народного костюма, самоваров, посуды.
На 2014 год фонды музея более 70000 единиц хранения. Большую часть составляют тематические коллекции, но, кроме них, имеются и типологические коллекции: живопись, графика, нумизматика, фалеристика, также коллекции часов, костюма, мебели, посуды и т. д.
Традиционными формами научно-исследовательской работы музея являются экскурсии, музейные занятия, лекции, организация выставок, массовые музейные мероприятия, посвященные памятным датам и важным историческим событиям. Активно внедряются и такие современные технологии, как выездная выставка, мастер-класс, автобусная и пешеходная экскурсия по городу, экскурсия с применением мультимедиа презентаций.

Историко-краеведческий музей является одним из крупнейших городских центров культуры. В стенах музея проводятся творческие вечера и встречи, посвящённые всероссийским и местным памятным датам, лекции и мастер-классы художников города, круглые столы и семинары.

В настоящее время музей имеет следующие постоянные экспозиции: «История строительства волжской ГЭС», «Мир кочевников», «История села Верхняя Ахтуба», «Комната казачьего быта», также экспонируются картины волжских художников.

Вообще, когда приезжаешь в другой город, посетить местный краеведческий музей - довольно хорошая привычка, поэтому пройти мимо музея в Волжском я не мог. Строго говоря, в этом музее я побывал во второй раз. Первый был в октябре 2016 года, тогда тут проходила интересная, но несколько жутковатая выставка "Мумии мира". Собственно из-за неё я тогда и приезжал сюда.

В галерее ниже несколько фото с той выставки.

Но вернёмся в 2024 год и посмотрим на историко-краеведческий музей Волжского наших дней.

На входе в музей нас встречает очередной симпатяга-суслик.

-3

Слева от входа стоит огромная бетонная пирамида-тетраэдр. Такими когда-то перекрывали русло Волги во время строительства ГЭС. Вес этого тетраэдра - 10 тонн.

-4
-5

Входим внутрь музея, покупаем билеты и приступаем к осмотру. На первом этаже в фойе под стеклом представлены различные книги, газеты, картины и очень много пишущих машинок. Я их столько, наверное, отродясь не видел.

-6
-7

Вот эта книжка меня особенно заинтересовала. Всё-таки моя тема. Жаль, нельзя взять её в руки, полистать, почитать. Придётся искать электронный вариант.

-8

Пишущие машинки. Когда-то во всех конторах раздавался характерный звук их работы, а сейчас это музейные экспонаты. Но что поделать, прогресс неумолим. На смену Ундервудам давно уже пришли компьютеры с текстовыми редакторами. Вот так выглядел Word до того, как его выкупил Microsoft (шутка конечно же):

А вот эта книга в своё время для кого-то была настольной. Довольно толстая книга, видно много всего в ней написано.

-10

Идём дальше. В музее есть небольшой зал, точнее даже комната, с экспозицией, посвящённой казачьему быту. Без этого не обходится ни один музей в нашей области. Неудивительно, ведь до Дона - казачьего края, от Волгограда и Волжского рукой подать.

На стенах коридора висят вырезки из газет и путеводителей.

-12
-13
-14

Подходим к лестнице и поднимаемся на второй этаж

-15

Экспозиция второго этажа посвящена истории родного края. Здесь представлены экспонаты времён сарматов, Золотой орды и более позднего периода.

Есть в музее и фотография семейства купца 1-й гильдии А.П. Конякина. Глава семьи был известным купцом в Заволжье. Его лавки были во всех крупных городках Заволжья того времени: Заплавное, Царев, село Пришиб (современный Ленинск). Знали его и в Царицыне, и в Астрахани.

-17

Отдельный зал посвящён строительству Волжской ГЭС. Здесь собрано множество различных экспонатов, есть даже водолазный костюм.

Отдельно стоит рабочее место Ф.Г. Логинова. По современным меркам выглядит довольно скромно: стол без особых изысков, письменные принадлежности, лампа и телефон. Кабинеты современных высоких начальников выглядят совсем по-другому.

О роли этого человека в жизни города достаточно сказать следующее: если бы не Логинов, город Волжский никогда бы не появился на карте. Именно Логинову город обязан своим существованием, а вклад Логинова в развитие страны вообще трудно переоценить, он огромен.

-19
-20

А вот так выглядело рабочее место прораба на строительстве Волжской ГЭС. Скромно и тесно, без намёков на комфорт, только функциональность. Сегодня, наверное, это выглядит дико, но поколение того времени не думало о личном комфорте, оно мыслило совершенно иными категориями, которые нам, ныне живущим, подчас абсолютно непонятны. Тогда было нормой поехать в глухую тайгу и строить там Байкало-Амурскую железную дорогу, живя в промёрзших бараках (это в сибирские-то морозы) или приехать в нашу раскалённую степь, чтобы построить здесь ГЭС. И делалось всё это не из-за высоких зарплат, хотя это наверняка тоже играло роль, тогда балом правили совсем другие ориентиры, цели, идеи. Я смотрел как-то фильм "Лучшая дорога нашей жизни" про строителей БАМа, а потом думал над тем, кто из моих знакомых смог бы вот так, по зову сердца, а не за деньги, поехать в глухую сибирскую тайгу строить железную дорогу. Пришёл к выводу, что по зову сердца не поехал бы никто, включая меня, а вот за большие деньги - тут уже возможны варианты. Такая вот правда жизни. А в 50-е годы ХХ века в таких вот тесных прорабских трудились тысячи людей по всей стране:

Последний этаж музея посвящён современным достижениям Волжского, его промышленности.

-22
-23
-24

Если называя Волгоград промышленным городом, мы часто горько усмехаемся, т.к. от былой промышленной мощи осталось немногое, то Волжский - это совсем другая история. Здесь промышленность есть, работает и даже развивается. Как ни странно, но фотографий в этом зале я почему-то не делал, зато сделал два фото интерьеров комнат разного времени: дореволюционного и времён СССР. Какие-то из предметов на фото наверняка хорошо знакомы читателям, а какие-то, возможно, и вполне себе используются в быту и по сей день.

-25
-26

Историко-краведческий музей Волжского не сказать, что большой, но тут есть на что посмотреть, он интересный. Лучше всего, конечно, приходить сюда в составе экскурсии, т.к. опытный экскурсовод расскажет об экспонатах намного больше и лучше, чем скупые подписи на табличках. Но можно придти и самому. В любом случае, если кто ещё тут не был, рекомендую посетить.

Ещё статьи на похожую тематику

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь