7,2K подписчиков

Краеведческий музей в Иловле

984 прочитали

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи. Мне довелось побывать в музеях Дубовки, Камышина, Ленинска, станицах Кумылженской и Букановской, а также в краеведческом музее в Иловле. О нём и пойдёт речь.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.

МБУ «Краеведческий музей Иловлинского муниципального района» был основан 12 декабря 2012 года, торжественно открыт для посещений 20 сентября 2013 года в день празднования 85-летия образования Иловлинского района. В музее я побывал в 2019 году во время своей поездки в Иловлинский район.

В музее оформлено 6 залов: природно-палеонтологический, истории казачества, Сталинградской битвы, послевоенного периода, выставочный зал и зал Казачьей холдинговой компании «Краснодонская», являющейся крупнейшим поставщиком мяса в Южном федеральном округе и градообразующим предприятием райцентра Иловля. На территории музея, при поддержке военно-исторического общества, воспроизведён «Огневой рубеж» - образец укреплений (дзот, окопы) образца 1942 года.

Собственно дзот и окопы мы видим сразу, как только подходим ко входу в музей.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-2
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-3

Нам повезло, шершней не встретили.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-4
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-5

В природно-палеонтологическом зале можно познакомиться с животными, обитателями Иловлинского района. Аналогичные залы есть в любом краеведческом музее. Смотришь на эти чучела и думаешь: вот вроде бы степь кажется пустынной, когда едешь по трассе, животных не видно, если только вороны сидят на деревьях. Иногда, правда, можно увидеть орла в небе. Но всё это только на первый взгляд. В степи кипит жизнь. Стоит отойти от трассы подальше в степь, можно и следы звериные увидеть, а, если повезёт (ну или не повезёт. Тут не угадаешь), то и зверя какого-нибудь.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-6
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-7
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-8
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-9
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-10
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-11

Иловля, бывшая станица Иловлинская, стоит на казачьих землях. До Дона отсюда рукой подать. А Дон и казачество неотделимы друг от друга. На этих землях вершилась история, сколько разных событий тут произошло. Каждый хутор, каждая станица имеют богатую историю. Много на Дону казачьих станиц - считать устанешь: Качалинская, Новогригорьевская, Кременская, Перекопская, Голубинская, Трёхостровская. Это только лишь те, в которых мне довелось побывать. А на самом деле их гораздо больше. Поэтому в краеведческом музее просто обязан быть зал, посвящённый казачеству. Экспонатов там много, на фото лишь некоторые из них.

Какой же казак без шашки? У Александра Розенбаума в одной из песен есть такие строки: "...Только шашка казаку во степи подруга, Только шашка казаку в степи жена..." Вот и на фото в углу расположилась казачья шашка
Какой же казак без шашки? У Александра Розенбаума в одной из песен есть такие строки: "...Только шашка казаку во степи подруга, Только шашка казаку в степи жена..." Вот и на фото в углу расположилась казачья шашка
Без коня казак - не казак. Поэтому в зале, посвящённом казачеству, много предметов, связанных с лошадьми: подковы, гвозди для подков, инструменты для ухода за лошадью, элементы сбруи и т.д.
Без коня казак - не казак. Поэтому в зале, посвящённом казачеству, много предметов, связанных с лошадьми: подковы, гвозди для подков, инструменты для ухода за лошадью, элементы сбруи и т.д.
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-14
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-15
Среди экспонатов очень много нательных крестов. Неудивительно, ведь казаки - люди набожные. Невозможно представить себе казачью станицу без церкви.
Среди экспонатов очень много нательных крестов. Неудивительно, ведь казаки - люди набожные. Невозможно представить себе казачью станицу без церкви.

В зале посвящённом Казачьей холдинговой компании "Краснодонское" внимание привлекает огромный макет предприятия, которое даже иногда называют гегемоном волгоградского мяса. Мимо этого предприятия не проедешь. Его хорошо видно с московской трассы. С одной стороны свиноферма, с другой - птицефабрика. А уж унюхать предприятие можно издалека. Запах свинофермы непередаваем. Когда ветер дует в сторону трассы, можно в полной мере ощутить всю мощь ароматов родного края. Проверено лично неоднократно.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-17

Отдельного внимания заслуживает зал, посвящённый Сталинградской битве. Там много экспонатов, многие из были найдены здесь же, в окрестных степях. На территории Иловлинского района в период Сталинградской битвы шли кровопролитные бои. В населённых пунктах Иловлинского района в 1942 году находился штаб Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского. Здесь неоднократно бывали представители Ставки Верховного Главнокомандования: Г.К. Жуков, А.М. Василевский. В 1942 году на территории Иловлинского района формировалась 182-я танковая бригада. Жители района вручили бригаде перед её уходом в бой Почётное Красное знамя, на котором были вышиты слова: «От трудящихся Иловлинского района бойцам 182-й танковой бригады». Начав боевой путь под Сталинградом, танкисты под знаменем иловлинцев дрались за Харьков, Киев, освобождали Венгрию и Австрию. В годы войны было мобилизовано свыше 11 тысяч иловлинцев, погибло 4800 человек. В каждом хуторе, в каждой станице находятся братские могилы павших в Великой Отечественной войне. Во время Сталинградской битвы на территории района базировалось 63 госпиталя. Они были практически во всех населённых пунктах района. Некоторые просуществовали буквально месяц, некоторые - подольше.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-18
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-19

За экспонатами для этого зала далеко ходить не пришлось. Окрестные степи до сих пор щедро нашпигованы металлом со времён войны. Гильзы и осколки поисковики вёдрами собирают и не считают (знаю это со слов бывшего коллеги, который в студенческие годы неоднократно участвовал в раскопках в составе поискового отряда). Немало в этих землях и останков наших солдат, да и немецких тоже. Но есть и более опасные находки. Ежегодно в полях района находят неразорвавшиеся боеприпасы времён войны. Причём находят часто и помногу. В Волгоградских СМИ статьи о подобных находках - не редкость.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-20
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-21
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-22
Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-23

А вот это один из самых интересных экспонатов музея. Его даже разрешают подержать в руках. Это меч сарматов. Ему около 2000 лет. Сарматы жили на территории нашей области примерно в VI веке до нашей эры - IV веке нашей эры. Меч довольно тяжёлый. Чтобы таким помахать - нужна хорошая мускулатура. Но сарматы были сильными людьми. Для них владение такими мечами - жизненно необходимый навык.

Бывая на экскурсии в разных городах и посёлках нашей области, я часто посещаю местные краеведческие музеи.-24

Наверное надо было бы рассказать поподробнее об экспонатах музея. Но во-первых, я был там два года назад и многое уже забылось. А во-вторых, нам проводил экскурсию по музею его директор - Чекунов Геннадий Евгеньевич (надеюсь, с именем не напутал). Это человек энциклопедических познаний. Лучше чем он, об экспонатах не расскажет никто, поэтому я даже пытаться не стану. Рассказывает интересно, с азартом. Видно, что человек предан своему делу. Слушать его совершенно не скучно. Бывают экскурсоводы, которых слушаешь и не замечаешь, как засыпаешь. Но не в этом случае.

С директором Иловлинского краеведческого музея судьба свела меня дважды. Первый раз - два года назад во время посещения музея. А второй - три месяца назад во время экскурсии в природный парк Донской. Он проводил экскурсию нашей группе. И оба раза я поражался широте его познаний. Поэтому, если кто ещё не был в краеведческом музее Иловли - рекомендую посетить. Скучно не будет.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь