Найти тему
MR7.ru — Мой район

Чёрная утка и погружение на дно катастрофы — Красненькая антибиеналле затопила необитаемые острова

24-е — опасные года для Петербурга. В 1824-м и 1924-м в городе произошли одни из самых разрушительных наводнений. В 2024-м оно случилось на речке Красненькой. Необитаемые «острова» 24 и 25 августа затопила художественная антибиеннале, главной темой которой стал «потоп» или, если брать шире — «стихия».

Красненькая — не длинная, несчастная речка, даже не приток Невы. Не Фонтанка с дворцами. Красненькая начинается за Красненьким кладбищем, разделяет его на две части (и это едва ли не лучшая её часть), а затем утекает в промзоны. У проспекта Маршала Жуково она уже настолько никому не нужна, что городские власти даже не сделали к её берегам ни тротуаров, ни переходов. Кому, кроме пары заблудших душ и непритязательных женщин в купальниках додумается сюда приходить.

Но уже четвёртый год именно тут проходят выставки современного искусства. Десятки петербургских художников представляют свои работы. Приходите, смотрите — разгадывайте ребусы, «что хотел сказать автор». Впрочем авторы рядом — если что подскажут.

Фото: Павел Даиси / MR7
Фото: Павел Даиси / MR7

— Это работа «Починка». Я рассуждаю о том, насколько нам нужны починки после катастроф. В эпоху катастроф поломки связаны не только с вещами в физическом мире, но и со связями между людьми, которые тоже могут сломаться безвозвратно, — рассказывает София Григорьева.

Арт-объект собран из сломанных досок, «починенных» красными нитями. На нём фотографии беженцев последних лет. София «против потопа» — она на антибиеннале «адвокат». А ещё есть «прокуроры» — те для кого стихия не зло и угроза, а, возможно, повод для обновления, начало чего-то другого.

Фото: Павел Даиси / MR7
Фото: Павел Даиси / MR7

— Вы можете затопить город. Он фарфоровый. Или что-то сломать. А может улучшить. Как считаете нужным, — приглашает к интерактиву девушка. Это Алеся Ильина (fo_objects), в соавторстве с Дашей Иукканен она создала «Размытие». Вот город на склизком берегу Красненькой есть. Но если его поливать водой, он растает, а под ним покажется что-то новое. Так на месте смытых наводнениями лачуг Петербурга строились новые кварталы.

Под виадуком, под каплями стекающей с дороги, хочется верить, воды — гигантская чёрная уточка. Это намёк, что на Красненькой, настигнутой стихией урбанизма, ничего приличнее из фауны вы уже не встретите? Или для людей, далёких от искусства, но близких к политике — образный некролог по Алексею Навальному*? Всё же второй вариант. «Главными героем в этой работе выступает не реальная утка, а призрак и тень бывшего символа протеста и интернет-мема, навсегда застрявшего в ностальгическом прошлом. Теперь — это всего лишь надувные свет и тень, играющие с нашим восприятием пространства и масштаба», — сообщает пояснение автора работы — Павла Зуданова.

И так дальше по всей антибиеннале: чемодан друга дедушки художницы, уровень тревожности, лестница в болоте, «руки помощи», торчащие из мутной воды — это они помогут или их надо спасать?

Как поясняют организаторы, антибиеннале «всегда является разбитым зеркалом предыдущей биеннале». Это и метафора, и вполне реальный образ — на острове в этом году можно заглянуть в самые разные зеркала и даже поблуждать одному зеркальному лабиринту. Чем ближе к его центру — тем больше зеркал и отражений. Это работа Насти Арланцевой «Вглубь» про погружение в себя человека, переживающего катастрофу.

Больше фото с антибиеннале в галерее

*внесён в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга

Озера
3391 интересуется