Найти в Дзене

5 портретов Поля Сезанна, которые вы, вероятно, никогда раньше не видели

Оглавление

Поль Сезанн в основном ассоциируется с натюрмортами. Характерные квадратные яблоки и апельсины, разложенные на столах в перевернутом ракурсе, - это то, что всегда приходит на ум, когда мы думаем о Сезанне. Но Сезанн часто писал портреты и относился к человеку как к объекту, отказываясь смягчать его манеры или отвлекаться на психологические детали. Для него природа, предметы и люди составляют единый материальный мир, воспроизводимый с помощью красок. Это единство подчеркивается одним из его собственных натюрмортов, который обычно служит фоном для портрета. Здесь вы найдете 5 портретов Сезанна, которые вы, вероятно, раньше не видели.

1. Мальчик в красной жилетке, 1889

Поль Сезанн, Мальчик в красном жилете, 1890, Фонд Э.Г. Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Поль Сезанн, Мальчик в красном жилете, 1890, Фонд Э.Г. Бюрле, Цюрих, Швейцария.

Сезанн написал маслом четыре портрета этого итальянского мальчика в красной жилетке, все в разных позах, что позволило ему изучить взаимосвязь фигуры и пространства. В 1895 году искусствовед Гюстав Жоффруа сказал об этой картине, что она выдерживает сравнение с лучшими рисунками старых мастеров. Мы полностью согласны! В феврале 2008 года картина была украдена из Фонда Э.Г. Бюрле в Цюрихе. Это была самая ценная картина музея, ее оценили в 91 миллион долларов. К счастью, его нашли в Сербии в апреле 2012 года.

2. Мадам Сезанн в красном кресле, 1877

Поль Сезанн, мадам Сезанн в красном кресле, 1877, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.
Поль Сезанн, мадам Сезанн в красном кресле, 1877, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.

Жена Сезанна, Гортензия Фике, была его самой частой моделью. Сезанн написал около 30 ее портретов! В этом раннем портрете есть какая-то монументальность, которая соответствует представлению Сезанна о современном искусстве. В одном из своих наиболее часто цитируемых высказываний художник сказал: “Я хочу сделать из импрессионизма такое же солидное искусство, как музейное”. Гортензия не разделяла страсти Сезанна к живописи и литературе и предпочитала яркие огни Париже уединению сельской местности Прованса. Но она, похоже, обладала огромным запасом терпения и позировала художнику в бесконечных съемках.

3. Пожилая женщина с четками, 1895-96

Поль Сезанн, Пожилая женщина с четками, 1895-96, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Поль Сезанн, Пожилая женщина с четками, 1895-96, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

По словам поэта и писателя Иоахима Гаске, натурщицей на этой картине была бывшая монахиня, сбежавшая из монастыря и бесцельно скитавшаяся, пока художник не взял ее в прислуги. Гаске нашел эту картину в 1896 году в доме семьи Сезаннов недалеко от Экс-ан-Прованса, она лежала на полу мастерской художника, с нее капала вода из трубки.

4. Гюстав Жоффруа, 1895 или 1986

Поль Сезанн, Гюстав Жеффруа, 1895 или 1986, Музей Орсе, Париж, Франция.
Поль Сезанн, Гюстав Жеффруа, 1895 или 1986, Музей Орсе, Париж, Франция.

Гюстав Жоффруа был искусствоведом, который высоко оценил картины Сезанна. Чтобы выразить свою благодарность, Сезанн предложил весной 1895 года написать портрет критика. Сезанн откладывал рисование лица и рук до последнего момента и закончил, оставив их незавершенными. Фигура Жоффруа образует четкий треугольник в центре картины. Обстановка – книги, чернильница, роза, статуэтка Родена – отражает деятельность и вкусы персонажа без какого-либо чувства соучастия. К сожалению, благодарность Сезанна постепенно сменилась раздражением по отношению к своему герою, которого он находил слишком эклектичным в своих художественных вкусах и слишком неуважительным к религии. Это раздражение быстро переросло в откровенную враждебность, если верить рассказу Иоахима Гаске, который говорил о “необъяснимой ненависти, которую Сезанн питал к Гюставу Жоффруа”. Что ж, жизнь.

5. Мужчина, курящий трубку, 1892

Поль Сезанн, Мужчина, курящий трубку (Paulin Paulet), 1892, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Поль Сезанн, Мужчина, курящий трубку (Paulin Paulet), 1892, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

Сезанн написал три версии Полина Поля, садовника, опершегося на локоть и курящего маленькую трубку из белой глины. Художник придает ему спокойную, солидную позу, лишенную каких-либо жестов или выражения, что придает ему определенную солидность. За его локтем виднеется небольшой натюрморт, состоящий из фруктов и двух бутылок вина. Его шляпа сдвинута на затылок, а костюм выдержан в серых тонах. “Больше всего, - сказал Сезанн, - мне нравится внешний вид тех, кто постарел, даже не изменив своих привычек”. Таков здесь Полин Пауле.