Такое впечатление, что многие, в том числе и Эйнштейн, путают наблюдателя со световым сигналом. Наблюдатель – это вспомогательная категория. К световому сигналу он, вообще, ни о чем.
Например, пусть у нас неподвижная система. Где-то, по оси х стоит штуковина, описанная в первой части. В один прекрасный момент она дает световой сигнал в обе стороны, а равноудаленные датчики фиксируют сигналы как одновременные.
Теперь про наблюдателей. Пусть наблюдатель А сидит по оси х в точке, совпадающей с излучателем сигнала. Он увидит одновременное срабатывание датчиков m и n.
Есть наблюдатель В. Он сидит поближе к началу координат по оси х. Где-нибудь в 20 км от событий и ни ничего не видит. Вероятно, следуя логике СТО-шников, время в системе никак не идет. Поскольку никаких световых сигналов он не наблюдает. Тогда модернизируем нашу штуковину. Вместо датчиков ставим с одной стороны отражающее зеркало, а с другой стороны полупрозрачное зеркало. В этом случае, через некоторое время до него дойдет сигнал от полупрозрачного зеркала m, а еще спустя время – от отражающего n. Откуда очень тупой умный наблюдатель сделает вывод о неодновременности событий в неподвижной системе. Наблюдатель С, сидящий по оси х дальше штуковины сделает вывод об обратной неодновременности.
Вот сидит, например, обычный ученый на месте наблюдателя В и фиксирует три сигнала, приходящие один за одним через некие промежутки времени. И что? Один из этих сигналов, вообще пришел от другой галактики. Но обычный ученый этого не знает. Ему даже плохо видно, где на собственной оси х происходит нужная одновременность. И время испускания сигналов неизвестно.
Наблюдатель же за второй системой – это такой сказочный персонаж, который:
1. Должен сидеть в нужном месте.
2. Уметь пересчитывать, то что увидел. Потому, что ничего такого сокращенного он не увидит.
3. Иметь наглость заявлять, что ход времени целиком зависит от его пересчета.
Поэтому, сидеть он должен где-то сбоку от своей оси, примерно напротив происходящих событий, а ось х, естественно, должна иметь верстовые столбы, чтобы было что пересчитывать. Ну, и конечно, он должен уметь легко измерять длину стержня, лежащего в другой системе.
Кстати, в неподвижной системе пространства-времени нет. Поскольку события легко могут происходить в одно и то же время, но в разных точках по оси х. И наблюдателю за подвижной системой лучше оперировать пространством отдельно, и временем отдельно. Иначе совсем непонятно как считать, поскольку имеющиеся формулы для пространства одна, а для времени другая. Тот же стержень, разными концами оказывается, при пересчете, в разном времени. Поэтому время для него даже не считают, от греха подальше. Только пространство. А рассказывать, он конечно может и про пространство-время, никто не мешает.
Световой сигнал – это просто световой сигнал. Это то, что получит обычный ученый. Или не получит, поскольку ученого не оказалось на месте. Причем, он может получать не два сигнала, а один, и вообще не сможет даже предположить, что их было два и одновременных. Это когда, например, сигналы не импульсами, а постоянно свет от источника исходит.