Домашние задания – один из обязательных атрибутов школьной программы.
Ребенок идет в школу, и родители идут вместе с ним. Стресс у всех. Но как понять? Делать ли родителям домашние задания вместе с ребенком? Как избежать криков, ссор, волнений? Особенно в начале учебного года.
Нужно ли делать домашки вместе с ребенком? Когда речь идет об учениках начальных классов, то в самом начале – да. Правда, есть нюансы.
Это тот самый случай, когда ребенок понятия не имеет, как выполнять задания дома. Задача родителя потратить свое драгоценное время на то, чтобы обучить ребенка легко и просто выполнять задания. Помните, как в институте? Сначала студент работает на зачетку, потом – зачетка на него.
Приведу несколько подсказок.
1. Заранее составить распорядок дня вместе с ребенком. Продумайте заполненность учебного дня с началом школы. В графике должны быть и активные прогулки на свежем воздухе кроме дороги до школы и обратно, и должно быть время для ничегонеделанья.
Если ваш школьник еще в 1-3 классах, вводите игру, в которой ребенок будет получать бонусы (звездочки, сердечки, фишки) за свои успехи в течение дня. Например, за заправленную постель, прогулку, тренировку, порядок на столе, помытую за собой посуду, собранный с вечера портфель. Потом он может обменять эти бонусы на значимые для себя подарки (например, книгу, игру, поход в кино с друзьями или в любимое кафе с родителями).
2. Перед началом выполнения уроков помогите ребенку навести порядок на рабочем столе. Мысли структурируются лучше, когда в комнате и на столе все лежит на своих местах. Заканчивать выполнение заданий тоже лучше порядком на столе.
3. Начните выполнение заданий с легкого предмета, затем – требующие наибольшего внимания – например, русский язык, математика, заканчивайте более простыми предметами.
4. Приучайте ребенка выполнять задания сразу, как их задали. Во-первых, он лучше будет помнить материал урока, во-вторых, так он начнет развивать один из навыков успешных людей – делать все сразу. Ему останется только повторять материал перед уроками.
5. Обязательно после каждого задания делайте паузы. Или можно применить технику «Помодорро». Засекаете таймер на 15-20 минут, ребенок работает интенсивно в течение этого времени, затем 5 минут перерыв – отдыхаем, бегаем, прыгаем, затем повторяем 15-20 минут. Эта техника подходит для учащихся всех возрастов, да и для взрослых.
6. Разрешите ребенку ошибаться! Ну и что, что получит двойку или тройку! Зато приобретет бесценный опыт! Благодаря ошибкам в мире появилось столько открытий – фейерверк, вкусные пышные булочки, тройные небьющиеся стекла и др. Главное здесь – не вешать нос и работать над своими ошибками. Во взрослом возрасте такой подход поможет ему быть более гибким в критических ситуациях.
7. Не сравнивайте вашего ребенка ни с одноклассниками, ни с братьями и сестрами! Он уникален!
8. Делать ли задания за ребенка? Часто бывает такая картина: вечер, пора ложиться спать, а нужна поделка в школу или рисунок. Знакомо? Чтобы этого избежать, читайте п.4. И при выполнении задания всегда задавайте себе вопрос: кто сейчас ученик? Вы или ваш ребенок? Ну и что, что сделает не так красиво, как можете вы! Зато сам! Навык самостоятельности никогда не помешает никому и во взрослом возрасте. Чем быстрее научится все делать сам, тем легче вам, родителям будет дальше.
9. Уважайте вашего ребенка! Он имеет право на безоговорочную поддержку! Именно это залог его физического и психического здоровья. Что бы ни происходило в школе, в семье, он должен быть уверен, что родители его любят любым.
Надеюсь, вам удалось что-то взять себе на заметку. Делитесь этим материалом с теми, для кого сейчас эта тема актуальна.
В следующем материале хочу поделиться с вами признаками, на которые нужно обращать внимание родителям при адаптации и обучении ребенка.