Чтобы найти зависимость между определенными особенностями характера детей и вероятностью того, что они станут объектами травли в школе, было проведено очень много исследований.
Кто может оказаться в группе риска по результатам этих исследований? Дети со слабым здоровьем, полные, худые, слишком замкнутые дети или, наоборот, слишком открытые. Дети, одетые «не по моде», с какой-то особенностью внешности, с необычным голосом, нестандартным увлечением.
Но, как бы ребенок не отличался от всего класса, каким бы особенным он не был, самое главное то, что если у него высокая самооценка и уверенность в себе, то его это никак не коснется. Особенно, если ребенок уверен, что у него есть защитники, которые могут за него постоять. И это должны быть не родители (здесь их покровительство может только помешать, сделать хуже), это должен быть человек из окружения сверстников: старший брат, родственник, тренер, просто приятели.
А если ребенок тревожный, неуверенный в себе, то это может стать провоцирующим фактором. Потому что такой ребенок не может сам за себя постоять из-за страха, с которым он не может справиться и постоянной тревожности. А заниженная самооценка приводит к тому, что ребенок в самом начале травли уверен в том, что он не сможет себя защитить. В результате травли тревожность и низкая самооценка еще и усилятся. Ведь именно в подростковом возрасте мнение о себе больше всего зависит от того, что о человеке говорят сверстники и как они к нему относятся. Почти всегда ребенок, который подвергается буллингу, думает о себе, что «он какой-то не такой, что он виноват, раз с ним так поступают, что с ним что-то не так, что вообще с ним так можно обращаться…». И он смиряется с этими издевательствами. Ведь ему очень трудно одному противостоять постоянному давлению толпы. А дальше этот ребенок несет такое отношение к себе в свою взрослую жизнь.
Беда детей, которых травят еще и в том, что зачастую они ничего не говорят родителям. И причины этого могут быть разные. Из того, с чем я сталкивалась на практике, это:
- когда ребенок знает, что родители могут его обвинить и ему стыдно такое рассказывать;
- когда ребенок убежден, что взрослый разочаруется в нем и скажет об этом или будет ругать;
- или когда боится прослыть «стукачем»
- когда агрессивное поведение в сторону ребенка в семье является нормой, он это уже видел и привык.
И всегда ребенок, который приходит ко мне после буллинга (или во время него), действительно выглядит «затравленным», он даже редко улыбается. У него много страхов, фобий, тревоги. Часто депрессивное состояние. Бывают мысли о суициде. Во взрослом возрасте такие люди чаще впадают в зависимости и сложно строят отношения.
Последствия есть и для того, кто травит, для агрессора: такие дети привыкают к тому, что все вопросы решаются только с помощью насилия, дальше они в жизни ведут себя агрессивно, нарушают законы, правила, совершают рискованные поступки. Они тоже склонны к зависимостям. Взрослыми чаще всего они жестоки в семье- к супругам, к детям.
Третья сторона- это свидетели, которые просто наблюдают и ничего не делают (казалось бы). Они тоже не остаются без последствий. Тревоги у них потом тоже очень много. Страха, что с ними тоже так могут поступить- еще больше. Недоверие миру, людям. Понимание, что за себя бороться бесполезно. К этому еще у многих добавляется вина за то, что ничего не сделали. Это тоже усиливает тревожность.
Самое главное, что нужно понимать при травле в школе, что ответственность несет за то, что происходит между детьми – только ВЗРОСЛЫЙ человек. Мудрый, внимательный и понимающий, как нужно правильно разрешить ситуацию.
А что чаще всего бывает в школах? (не везде и не всегда). Классный руководитель вообще не смотрит за тем процессом, который идет между детьми. От усталости, от выгорания, от нежелания разбираться, да просто от непрофессионализма. Не бывает такого, когда виноваты жертва или агрессор, а учитель не при чем.
Травля не пройдет сама по себе. Без вмешательства взрослых. Буллинг- это проблема группы, поэтому и решать ее должен тот, кто этой группой управляет. И работать нужно не с агрессором (чтобы его наказать), не с его родителями, не с тем, кого травят (чтобы он стал сильнее и смелее), а со всей группой (классом). Если разбираться отдельно с каждым, можно сделать еще хуже. Так травлю не остановишь. Родителям нужно идти к классному руководителю. Если он не справляется- к директору. А если и так проблема не решается, тогда ребенку, которого травят, нужно уходить из школы. Но при этом обязательно нужно с этим ребенком заниматься психологической коррекцией. Иначе действительно все может повториться в новом месте.
Если вы знаете, что ваш ребенок находился в ситуации буллинга, не ждите, что он все забудет или «перерастет». У него обязательно будут негативные последствия. И сам ребенок об этом не может знать. Помогите ему стать уверенным в себе. Приходите на диагностический разбор, я проанализирую последствия травли, как она повлияла на ребенка и скажу, чем смогу помочь.
Пишите мне «Хочу на разбор». В неделю беру не больше 3 человек.
Написать в Вотсап
Написать в Телеграмм