Найти в Дзене
Дом Смодора

Народные художественные промыслы Костромской области

Оглавление

В последние годы популярность стали набирать российские бренды, которые так или иначе связаны с народными художественными промыслами. Это могут быть как традиционные гжель, хохлома или вятское кружево так и новые направления.

Появляются НПХ бренды одежды, предметов быта и декора, которые производятся здесь, у нас, и во многом отражают национальную идентичность. Отсылают к традиционным культурным мотивам.

Не отстает и Костромская область. Народные промыслы зародились здесь еще в древности. Развивались при царях и продолжают существовать и сегодня. Вот мы и решили рассказать о наиболее важных ремеслах, которые живут силами мастеров нашего края. Есть примеры и забытых ремесел, которые еще предстоит возродить.

Плетение из бересты

Это ремесло появилось на наших землях в глубокой древности. Возрождением утраченной технологии в 80-е занималась Валентина Евстигиеевна Шантырёва. Когда-то азам этого искусства ее обучала бабушка. Начиналось все с берестяных коробочек и солонок. Затем Валентина Евстигиеевна занялась производством более сложных вещей из бересты.

Так и появились на полках сувенирных магазинов детские погремушки, пастушьи рожки, футляры для очков и фигурки по мотивам русских сказок.

Работа В.Е. Шантырёвой
Работа В.Е. Шантырёвой

Сегодня в Костроме проходят регулярные выставки берестяных изделий. Свои работы показываю ученики Валентины Евстигиеевны и последователи ремесла.

Плетение из лозы

Еще один старинный промысел, который пользуется популярностью сегодня. Десятки мастеров со всей области плетут корзины, сундуки и мебель из ивовых прутьев. Их изделия продаются по всей стране.

-3

Петровская глиняная игрушка

Когда-то в селе Петровское Сусанинского района работали мастерские глиняной игрушки. В конце XIX века почти все мужчины деревни в 27 дворов занимались гончарным ремеслом. А вот время изначального возникновения промысла неизвестно.

-4

Главной отличительной чертой Петровской игрушки является цвет. Глиняные изделия покрывают зелено-коричневой глазурью и украшают ямочно-гребенчатым орнаментом.

Современные мастера производят как небольшие сувенирные изделия в такой технике, так и создают большие скульптуры.

-5

С 2013 года в Костроме работает музей "Петровская игрушка", где представлены сотни работ. В том числе представлены и уникальные фигурки Павла Алексеевича Иванова из села Петровское.

Костромская народная вышивка

Костромская народная вышивка достаточно многообразна. Техника объединяет виды одежды, различающиеся по технике исполнения, сюжетам и мотивам орнаментов, стилю, колориту и композиции. В каждой местности исторически складывались разные узоры и техники шитья.

-6

Еще до XX столетия украшенные вышивкой одежды и предметы быта широко использовались в среде крестьянского населения Костромской губернии. Оригинальные предметы до сих пор хранятся в государственных музеях.

Подзор. Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ. Государственный Русский музей
Подзор. Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ. Государственный Русский музей

Сегодня почти не встретить новые одежды с костромской вышивкой. Будем надеяться, что это стиль также ждет своя "Эпоха Возрождения".

Костромской ювелирный промысел

Как же не вспомнить и про нашу ювелирку! Еще в средние века в Костроме производили изделия из цветных металлов. В XIX веке большим центром ювелирного промысла становится Красное-на-Волге.

-8

Сегодня в Костромской области работают музеи и десятки мастерских. Наши изделия известны по всей стране и далеко за ее пределами. Кострому часто называют ювелирной столицей России.

Коклюшечное кружево Галича

Уникальная техника создания кружева в Галиче развивалась в конце XVIII - начале XIX. В галичских кружевах широко использовался цветной шелк. Из него выплетали фигуры орнамента, нередко обогащая их отдельными вставками из золотых и серебряных нитей. Решетку делали из льна.

Конец полотенца. Конец XVIII века. г. Галич Костромской губернии.
Государственный Русский музей
Конец полотенца. Конец XVIII века. г. Галич Костромской губернии. Государственный Русский музей

Падение этого ремесла в Галиче произошло еще XIX веке. В первую очередь, это связано с провинциальным значением города. Лишь немногие горожане могли себе позволить купить кружева. Да и в других городах России появились более масштабные производства. Вспомним хотя бы Вологду.

Сегодня в Галиче мало кто вспоминает про коклюшечное кружево. Но кто знает, может и у нас в скором будущем появится такой народный художественный промысел.

Применение изделий НХП в современном дизайне

Кто-то скажет: "Ой, а кому нужны эти ваши кружева". А потом удивится, когда узнает, что даже в столичных архитектурных и дизайнерских компаниях разрабатывают проекты, где в современный дизайн аккуратно и красиво вписывают элементы гжели, мезенской росписи или орнаменты павлопосадских платков.

-10

Такой дизайн можно использовать и при планировании своего дома, при обустройстве ресторанов или гостинец.

Мода на НПХ возвращается. Настало время вспомнить про забытые промыслы и начать восстанавливать уникальные техники.

Поддержите наш проект в других социальных сетях:

Группа Вконтакте
Telegram канал

Читайте другие материалы: