«Красная стрела» – легендарный поезд, курсирующий между Петербургом и Москвой с 1931 года. Сегодня это один из немногих поездов на железной дороге, который сохранил фирменную ливрею. Но сохранил ли поезд премиальные стандарты обслуживания? Проверим на примере вагона СВ.
Поезд «Красная стрела» состоит из вагонов трех типов – купейные, СВ и люкс. При этом вагонов СВ в составе поезда аж семь штук. Цены – не низкие. Но за счет высоких цен и обширного предложения билеты на этот поезд очень часто можно купить вплоть до самого отправления.
Так я и сделал в один из июльских дней, когда мест на другие поезда не было. Билет мне обошелся в 13,5 тысяч рублей.
Ярко красная ливрея поезда никого не оставляет равнодушным. Многие перед поездкой стремятся сфотографироваться на фоне легендарного экспресса.
Мой вагон – в начале состава, купе – первое за проводником. Соседа у меня не будет и столик сразу сервирован на одного пассажира.
Меня ждут фрукты, вода, корзинки со сладостями и чаем. Также на столе – кнопка вызова проводника, визитка с телефоном начальника поезда, журналы РЖД и каталог товаров.
На стенах купе – фотографии вместо традиционных для СВ зеркал. Какое отношение эти снимки имеют к «Красной стреле», я не понял.
В проходе – стикеры к 90-летию поезда. Оно отмечалось в 2021 году. Так что наклейки устарели на три года.
Не обошли «Красную стрелу» стороной и такие плакаты – примета времени.
После отправления пришел проводник, вежливо рассказал об устройстве вагона и принял заказ на завтрак. Можно было выбрать мясную, сырную или рыбную тарелку, а также кашу, яичницу или блинчики – с семгой или сладкие. Из напитков предлагали чай или кофе, а также сок.
Это меню – стандартное, оно одинаково для всех поездов, где есть вагоны СВ с питанием.
Удивительно смотрится в «стреле» предложение принять душ за 150 рублей. То есть вы купили билет за 13 тысяч, а теперь еще доплатите 150 рублей. Уточнил: душ один на весь поезд. Идти до него было семь вагонов. А принять можно мало того, что за деньги, так еще и по записи.
В парке РЖД более 1000 вагонов с душем – купейные и плацкартные. Но это вагоны последних лет выпуска. Вагоны в «стреле» не обновлялись с 2006 года. Так что никаких душевых комнат здесь не предусмотрено.
В 2023 году директор ФПК – это компания-перевозчик, которому принадлежит «Красная стрела» – обещал, что в 2024 году вагоны поезда обновят. Но пока все затихло.
В последнее время «стрелу» критиковали за посторонние шумы и вибрацию в вагонах. В моем ничего подобного не было. Поезд шел тихо и сну ничто не мешало.
Кстати, в купе есть регулировка температуры воздуха. Но пробовать ее работу не было необходимости. На улице в эти дни стояла жара и хотелось, чтобы температура была минимальной.
Завтрак подали, как я и просил в 7:15.
Правда к блинчикам вместо заявленного в меню вишневого варенья принесли клубнику. Без предупреждения.
У меня на клубнику аллергия. Я сообщил об этом проводнику. Минут 15 искали вишню.
Пока нашли – все остыло.
Дополнительно к завтраку выдали две бутылочки сока и Белевскую пастилу.
Дорожный набор был стандартным.
ФПК еще в мае обещали выдавать пассажирам обновленные наборы в красивых косметичках. Но «главный поезд» страны это новшество обошло стороной.
Главное, что есть в наборе – это тапки, зубная щетка, маска для сна и беруши.
Небольшое лирическое отступление-воспоминание. Я помню, как много лет назад, ехал на «стреле». После отправления поезда и сразу по прибытии начальник обращался к пассажирам с приветствием и прощанием. В этих словах было немного и про поезд, и про сегодняшний день и какие-то добрые сказанные от души слова.
В этот раз обращение тоже было, но начальник поезда лишь прочитал дежурную информацию – ту самую, которую обычно объявляют во всех остальных поездах ФПК. Что-то там про безопасность и т.д.
В Петербург поезд прибыл точно по расписанию в 7:55. При выходе платформу я не услышал Гимна Великого города – именно этой музыкой на Московском вокзале Петербурга традиционно встречают поезд.
Я пошел в сторону здания вокзала, где мелодия все же звучала, однако играла она очень тихо и явно не из всех динамиков.
Во главе «Красной стрелы» стоял электровоз ЭП2К в специальной ливрее с логотипом депо ТЧЭ-8 Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский.
Такая ливрея сочетается с цветами «Красной стрелы».
В стоимость билета входит возможность посетить бизнес-зал перед отправлением поезда или после прибытия. Так что после поездки иду в бизнес-зал Московского вокзала.
По идее, здесь можно принять душ, что после «стрелы» может быть не лишним, ведь в поезде, как мы выяснили, он один на весь состав. Однако, к сожалению, душ не работал.
В остальном в бизнес-зале весьма комфортно. Есть «шведский стол» с небольшим набором закусок, можно получить приветственный бокал вина (для тех, кому это актуально с утра) и посидеть в удобных креслах или за столиками с ноутбуком.
Вывод по результатам поездки следующий: «Красная стрела» – это бренд. Ничего плохого сказать про уровень сервиса в поезде нельзя.
Однако из-за того, что на направлении Петербург – Москва высокая конкуренция, а вагонам «стрелы» уже 18 лет, она сильно проигрывает.
Если говорить о мелочах, то в главном поезде страны не должны встречаться непродуманные детали в виде устаревших стикеров на стенах или фотографий не в тему. Не должны ошибаться сотрудники вагона ресторана с вареньем. Ведь выиграть в конкурентной битве и поддержать звание главного поезда страны можно только безупречным обслуживанием.