Судя по комментариям, настало время сделать пример. В данной статье мы на основе предложенных идей в первых четырех шагах цикла сделаем стандартную процедуру в войсках, а именно перебросим на фронт СВО нашу батарею гаубиц Д-30. Рассмотрим замену колесной техники под стандарты, описанные на шаге №3. Применим контейнерный подход из шага №1. Воспользуемся железнодорожной сетью на основе шага №4, и всё это будет в логике зон логистики, шаг №2.
Задача звучит просто: у нас есть в городе Мотовилиха батарея гаубиц Д-30, нам надо её доставить на фронт СВО под Орехов (севернее Токмака). При этом личный состав должен готов быть с ходу приступить к действиям на фронте и вести оборону. То есть мы этой перевозкой не должны перейти пороги утомляемости и не гнать колонны на 1000 километров, чтоб они на последних этапах в зоне Хаймарсов от усталости водителей не собирались в кучи, как мишень.
Штат батареи буксируемых орудий.
Для примера возьмем неизменную скалу наших вооруженных сил — артиллерийскую батарею орудия Д-30. Тут рассмотрим классику, хотя орудие может быть любым, единственное, что длина ствола добавит нюансов в перевозку.
Состав батареи:
- 71 человек л/с
- 6 122-мм гаубиц Д-30 (на схеме №5)
- 1 машина командира батареи 1В18 (на схеме №1)
- 1 машина ст. офицера батареи 1В110 (на схеме №3)
- 8 автомобилей Урал-4320, а именно: 6 — тягачи под орудия (на схеме №5), 2 — автомобиля под б/п (на схеме №4). Иногда видел данные, что есть запасной Урал-тягач.
- 1 автомобиль ГАЗ-66 (под имущество ОУ) (на схеме №2)
* вместо Уралов могут быть Камазы, МТЛБ …
На основе нашего подхода произведем замену техники без изменения штатного количества личного состава, хотя, как и многие читатели, поддерживаю необходимость расширения, но об этом позже.
Начнем замену:
1В18 (на схеме №1) — это машина на базе БТР-60, меняем её на ГАЗ «Тигр» (или аналоги). Главный смысл в бронировании, особенно противоминном, обитаемости, наличии дистанционного модуля вооружения, массовость. Идеал — это использовать частично общие комплектующие с базовым грузовиком.
1В110 (на схеме №3) — это машина старшего офицера батареи (на базе ГАЗ-66), её тоже меняем на ГАЗ «Тигр», но не мог себе отказать в том, чтоб ввести машину с БЛА, поэтому версия будет с системой управления БЛА.
ГАЗ-66 (на схеме №2) под имущество меняем на тот же ГАЗ «Тигр».
Но куда мы денем артиллерийское имущество? Мы его упаковываем на паллеты в виде инструментальных тележек. Такой габарит в десантный отсек «Тигра» помещается при необходимости.
Всё имущество на паллетах грузим в МСК — малый стандартный контейнер или в два ОК-основной контейнер.
А 1-3 МСК батареи грузим на бортовые прицепы с фитинговыми креплениями и тентом по типу тракторных 1-2-осных. Прицепы буксируют вышеописанные «Тигры»
Также в 10-футовом габарите можно сделать съемный мобильный кунг для управления. У нас их будет 1-2 взамен 1В18 и 1В110.
Два грузовика подвоза боеприпасов (на схеме №2) меняем на наш бронетрактор «Сталинец 24» с прицепом.
На прицепе трактора возим 1 СК - стандартный контейнер или 4 ОК-основной контейнер.
У нас осталось, главное, 6 орудий и 6 грузовиков-тягачей (на схеме №5). Обычно сейчас в армии для буксировки используется КамАЗ-63501, который имеет специальный кунг на 6 бойцов. Важной особенностью буксировки орудия является ограничение по скорости на дорогах и по пересеченной местности, которая почти всегда ниже возможностей тягача.
В нашем подходе мы меняем эти тягачи на стандартные грузовики нашей системы в 3- или 4-осном варианте с прицепами. То есть убираем лишнюю разношерстность. Орудие теперь не буксируем, заменяем буксировку применением платформы-эвакуатора для мультилифта, к которой крепим орудие. Понимаю, это спорное предложение для многих. Но как опция считаю важным моментом, тем более в таком виде легко перевозить орудие по сети ЖД на фитинговых платформах или судах.
Вместо кунга, как на КамАЗ-63501, будем использовать бронированный модуль в габарите 10 футов и со встроенными полками для сна, системой жизнеобеспечения, туалетом. У нас остается в автопоезде место под 10-футовый контейнер МСК или два ОК.
Итог
Мы провели замену штатной техники батареи буксируемых орудий. У нас 3 вооруженных «Тигра» с прицепными комплексами, которые дают возможность организовать охранение батареи. Их мобильность и турели (боевые модули) с приборами наблюдения становятся важным активом командира батареи. У каждого «Тигра» по прицепу, которые перевозят один 10-футовый МСК и 2 автономных кунга для управления и отдыха.
У нас 6 грузовиков с прицепами, которые могут быть использованы при обороне для перевозки любых грузов, это 12 СК (стандартный контейнер) или 48 ОК (основной контейнер), а именно эквивалент 48-ми суточных боекомплектов для орудий. Эти грузовики нам дают ещё 6 жилых бронированных контейнеров для личного состава.
У нас 2 бронетрактора, которые везут по 4 боекомплекта на орудие.
Как вишенка на торте, мы можем с помощью тракторов выкопать под всё окопы, опустить с помощью мультилифтов в них орудия и закопать бронемодули для личного состава и контейнеры для боеприпасов штатными средствами батареи орудий. Вывести в тыл технику от ударов врага и иметь мобильный резерв для обороны в виде вооруженных ГАЗ «Тигр».
Это множество новых возможностей, которые командиры батарей могут использовать для повышения устойчивости и снижения потерь. У нас есть запас по провозной способности при том же штате, а это дает нам возможность добавить макетов орудий и средств маскировки. Сразу в МСК загрузить генераторы и средства проводной связи и многое другое. Всё это при сохранении штатной численности личного состава и механизации множества операций.
Везем на фронт
Этап 1 простой
Мы сейчас разобрали замену техники без изменения штатов батареи. Предположим, что эта батарея находится на Урале в Мотовилихе. Это у нас зеленая зона логистики. В ней мы, используя нынешние положения устава, организуем погрузку батареи на эшелон со стандартным привлечением РЖД и везем в Таганрог (желтая зона логистики по нашему подходу).
Нам от РЖД надо 3 пассажирских вагона, 5 фитинговых платформ 80 футов и 12-14 обычных платформ для перевозки техники. Эшелон, пройдя 2400 км, совершит обычную штатную переброску по стране.
Этап 2 подготовка в желтой зоне
Желтая зона — зона подготовки.
В желтой зоне пока не организован переход полностью на уровне производства на предлагаемую систему логистики, переупаковываем снаряды из штатных ящиков на паллеты, как специальные артиллерийские ⅓ или ½ в габарите европаллета, или прост о на европаллет, сделанный по упрощенной технологии. Нам не нужна санитарная обработка паллет, они для нас одноразовые. В процессе переупаковки убираем лишние, а именно всякую промасленную бумагу и другие атрибуты долговременного хранения, заворачиваем снаряды в пленку, чтоб они были менее подвержены перепаду температур.
Далее на стандартные паллеты грузим цинки с патронами и другими средствами обороны. На цинки кладем обычные картонные коробки в стрейч-пленке с приготовленной едой кейтеринговыми компаниями, сухпайками и бутилированной водой (на мой взгляд, надо тару 0,5 литра). Также кладем коробки с наборами туалетными и влажными салфетками. Добавляем дизтопливо и бензин в пластиковых 5-10 литровых бутылках. При необходимости берем бак-паллет с топливом.
Всё это загружаем в ОК (основной контейнер), в который в 2 этажа входит эквивалент 6 паллет. Таким образом, у нас в одном контейнере штатный суточный БК на орудие (не нашел точных данных по Д-30, к примеру, боекомплект в 60 снарядов идет на 152-мм орудия). Боекомплект для для автоматов и пулеметов. Еда, вода и средства гигиены. А также запас топлива.
Аналогичным образом загружаем наш СК, стандартный контейнер в 30 европаллет и до 30 тонн сюрпризов для врага.
На этом этапе проводим итоговую проверку техники и заливаем все необходимые жидкости.
Когда техника готова, контейнеры загружены, распечатаны бумажные карты, люди получили инструктаж и отдохнули, то у нас появляется два варианта доставки.
Этап 3, вариант 1: ЖД
Далее у нас идет погрузка техники на вагоны-транспортеры с автономным ходом.
На данном этапе мы формируем состав из 19 транспортеров и добавленных к ним простых вагонов прикрытия. Всё под дизельным локомотивом.
После подготовки личный состав отдыхает до вечера. Отдохнувшие и поевшие занимают места по машинам и на вагонах. На транспортерах есть свободная площадка над тележками, там можно в 10-футовом габарите сделать модуль блокпоста, по аналогии с американцами. Часть состава артиллерийской батареи выставляем на посты.
Этап 4 вход в красную зону
Наш поезд отправляется под локомотивом из района Таганрога по новой соединительной ветке в обход Донецка до станции Волноваха. Это относительно безопасный участок на Мариуполь, на карте отмечен как участок №1, примерно 230 км.
На станции Волноваха отсоединяется локомотив от состава. На участок Волноваха — Токмак (участок №2 и №3) отправляется бронепоезд для проверки пути.
Эта железная дорога в 171 км — ключевое звено на данный момент. Его стоит правильно охранять. Кроме бронепоездов, на мой взгляд, необходимо расставить мачты с камерами наблюдения за всем этим участком, организовать аэростатное заграждение с наблюдением по типу предложенного тут.
Вслед за отправившимся бронепоездом отправляется наш эшелон, начиная расщепляться на 1-5 вагонов-транспортеров и спереди 2-3 вагона прикрытия. Тут, как уже писалось в 4 части цикла, либо автономным ходом, либо с помощью тяговых машин. Так эшелон, идя мелкими сцепами, выходит на опасный участок пути № 2, следуя интервалами за бронепоездом.
Пройдя станцию Камыш-Заря, начинается участок № 3. Увеличив интервалы, наш эшелон распределяется по участку и останавливается в местах автомобильных переездов или где нет высокой насыпи.
Во время остановок с вагонов-транспортеров съезжает техника. Если есть необходимость, то во время остановки на пустые вагоны грузится техника на эвакуацию.
Этап 3, вариант 2: автомобильный
Хоть нам от Таганрога необходимо проехать 250-270 км до заданной точки, это расстояние в реалиях Новороссии (блокпосты, ремонты дорог, проезд по населенным пунктам) превращает путь почти в суточный переход. И в самом опасном месте, в 50-70 км и ближе от ЛБС, будет накоплена усталость экипажей, возникнет необходимость дозаправки и привалов. Начнет скученность, и самое главное, чем больше переход, тем больше требует задач по координации и тем сложнее организовать поочередный приезд на позиции, о котором в последнем этапе поговорим. Примерно именно это мы видели на практике в августе 24 года.
Мы, как уже определились в 3 части цикла, в системе логистики используем два типа грузовиков: под мультилифт и тягач под трал. На данном этапе у нас идет погрузка на тралы всех машин батареи. Нам понадобится 11-17 тралов. Мы можем буксировку 6 прицепов грузовиков осуществить силами доставки, которые регулярно ездят в район. Они их передадут грузовикам, которые едут на тралах, в точке разгрузки. Или везем всё тралами.
Этап 4 автомобильный. Важное отступление.
В автомобильном варианте мы сталкиваемся с альтернативой ж/д перевозкам в красной зоне. У нас будет организована система регулярных рейсов подвоза грузов в наших контейнерах/модулях к зоне отгрузки войскам, это примерно 50–70–100 км от ЛБС, на пределе одного броска сил подвоза боеприпасов и МТО войск, находящихся непосредственно на фронте. Условная замена батальонных, полковых, дивизионных складов. Наши силы доставки из желтой зоны привозят в район отгрузки контейнеры/модули и технику. Они сгружают контейнеры и технику в условленных точках и забирают на себя пустые контейнеры и поврежденную технику. А техника рот, те же тракторы подвоза боеприпасов, забирают контейнеры с БК и везут уже их на позиции. Это, по сути, новый функционал Отдельных батальонов материального обеспечения.
Тут важный момент: на участке в один переход формируется накопление запасов, условно замаскированные или прикопанные контейнеры со снабжением. Они по одному разбросаны в условных точках и дают возможность иметь запас в случае прерывания поставок из желтой зоны на условные 3–15 дней.
Наши тралы сил Материального обеспечения по одному и закрытыми тентами следуют по своему базовому маршруту. Это основная магистраль Ростов-Мариуполь-Мелитополь -Джанкой и несколько дорог идущих севернее.
Прикрытие грузовиков снабжения обеспечат гражданские машины с бойцами одетыми по гражданке, они могут организовать охранение, доразветку маршрутов движения. В случае сбора более одной машины в мини-колонны из броне модуля и 10 футов платформы с ЗУ организуется гантрак.
Также модули 10 футов с ЗУ можно ставить вторым уровнем на контейнеры перевозимые тралами. Кроме всего этого, по аналогии с обороной ЖД на трассе выстраивается сеть камер наблюдения и аэростатов прикрытия.
Более подробно при необходимости штаты отдельных батальонов материального обеспечения разберем в конце цикла.
А сейчас возвращаемся к батарее.
На тралах батарея едет до точки в 50-70 км от нужного места на фронте. Где происходит съезд с тралов техники батареи. Тралы двигаются по одному, максимум в сопровождении гражданских машин прикрытия.
Этап 5 общий для обоих вариантов транспортировки
В зоне последних 50-70 км батарея действует самостоятельно. По одной-две машины следуют по дорогам с индивидуальным маршрутом, преодолевая последний рывок. Это важнейший участок, тут зона действия дальнобойных РСЗО, «Хаймарсов».
Этот участок машины должны преодолевать без скопления и стоянок. Ради быстрого преодоления этого участка мы сократили затраты сил водителей и ресурсы техники нашим подходом к перевозке. У нас полностью заправленная и проверенная в желтой зоне техника, готовая к бою. Экипажи машин не были утомлены вождением. Планирование, организация марша сокращены до последнего рывка, что снижает нагрузку на командира батареи.
Окапывание!
Первыми на позиции приезжают наши тракторы, оставив в посадке или застройки прицепы с контейнерами, начинают подготовку позиций. К ним добавляем 1-2 «Тигра» для организации охранения. На данном этапе от тракторов требуется подготовить окоп автомобильного профиля под орудия.
Постепенно прибывают наши грузовики и с помощью мультилифтов опускают в окопы орудия и на расстоянии от орудий опускают в окопы контейнеры с БК и бронекунги расчетов орудий. После разгрузки грузовики уходят в тыл от позиций орудий.
Далее трактора готовят окопы под «Тигры», чтоб обеспечить оборону батареи.
По завершению подготовки окопов для техники начинает этап организации схронов для контейнеров с БК. Опущенный в индивидуальный окоп контейнер позволит снизить потери при поражении его врагом, это в разы лучше открытого хранения на земле. Этот метод можно использовать на аэродромах, военных базах, снижая потери.
Если у нас продолжается оборонительная фаза и нам не надо использовать всю мощь 6 грузовиков, мы их отводим в тыл для помощи в снабжении ЛБС. А именно, подвозу от мест доставки контейнеров силами ЖД войск или Отдельных батальонов материального обеспечения.
Вот так упрощенно будет выглядеть процесс, если взглянуть крупными мазками. В следующей статье вернемся к технической части.