Стратегии обмана и искусство политической лжи используются уже более двух тысяч лет. Ложь направлена на общее благо, использоваться во время войны или для принуждения к непопулярным мерам.
Могут ли политики лгать людям? Представители правящей элиты «демократических» государств единодушны во мнении.
«Ложь и полуправда сегодня, само собой разумеется, — часть повседневного политического бизнеса, как среди политиков, так и в средствах массовой информации. Когда дело становится серьезным, приходится лгать» (Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии, 2014–2019).
«В политике затрагиваются многие интересы, и ложь иногда даже необходима. Не всякая политическая ложь «плоха», и у нее есть место в обществе. Ложь — это социальная смазка, а постоянное стремление к истине иногда наносит больший вред, чем сама ложь», — отметил М. Лойенбергер, президент Швейцарии (2001–2006).
Главное в искусстве политической лжи — помнить о фразе Фридриха Ницше: «Потрясло не то, что ты мне лгал, а то, что я тебе больше не верю». Ложь законна и допустима, если обман впоследствии можно объяснить народу, и в результате доверие народа не пошатнется.
Политическим элитам легче заботиться о благополучии людей, если вообще не приходится лгать, потому что люди не заинтересованы в правде. Это реально, когда люди политически равнодушны и инфантильны. Интеллектуальные помощники правящей элиты осознают, что «демократия» может легко функционировать в желаемом русле, если методы «мягкой» силы преуспеют в создании всеобъемлющей деполитизации и политической вялости народа государства.
Умело используя «уязвимости» человеческого разума, политические правители и их армия помощников могут доминировать над населением, которого не нужно принуждать, потому что они любят свое «политическое рабство».
На наших каналах:
Мягкая и жесткая сила демократии
Жесткая сила демократии. Идеи НАТО, восходящие к Древней Греции
Базовая аксиома управления демократией. Народ и элита