Римская империя оставила значительное наследие для современной европейской цивилизации. Помимо истории и культуры - обширную сеть дорог, которые связали города и провинции Европы, Северной Африки, Ближнего Востока.
Очевидно, что сеть дорог играла важную роль в военной, экономической и административной жизни Древнего Рима. Удивительно то, что многие современные дороги и логистические маршруты в Европе до сих пор следуют по трассам древних римских дорог.
Римская дорожная сеть была одной из самых развитых в древнем мире. По оценкам, общая длина римских дорог составляла около 400,000 километров, из которых 80,000 километров были мощеными дорогами. Эти дороги соединяли Рим с самыми отдаленными уголками империи, обеспечивая быстрый и эффективный транспорт людей, товаров и военных сил.
Про актуальную для того времени сеть дорог есть данные в уникальном источнике - карте, названной “Пейтингерова скрижаль” (Tabula Peutingeriana), оригинал которой, как считают исследователи, был создан в I веке нашей эры. В конце XV века она была обнаружена немецким ученым и поэтом Конрадом Цельтисом, далее завещана им Конраду Пейтингеру, по имени которого документ и стал известен.
С 1736 года скрижаль хранится в Австрийской национальной библиотеке в Хофбурге (Вена). На основе Пейтингеровой скрижали в 2011 году голландский ученый Рене Волбург создал планировщик маршрутов по Римской империи.
Анализ Пейтингеровой скрижали и других исторических документов показал, что многие современные европейские дороги совпадают с древними. Ряд современных магистралей проходят по тем же маршрутам, что и древние римские дороги, например:
- Via Appia (Италия) - одна из первых и самых важных римских дорог, соединяющая Рим с Брундизиумом. Современная автомагистраль SS7 идет по тому же маршруту.
- Watling Street (Великобритания) - древняя кельтская, а потом римская дорога, связывающая Лондон с Уэльсом. Сегодня на этом маршруте проходит часть автомагистрали А2 и А5.
- Via Domitia (Франция) - первая римская дорога в Галлии, соединяющая Италию с Испанией. Современная автомагистраль A9 следует этому пути.
Римские дороги не только сохранили свое значение в транспортной сети, но и оказали влияние на экономическое развитие. Регионы, через которые проходили римские дороги, веками демонстрируют более высокий уровень экономического развития и плотности населения по сравнению с регионами без древнеримской инфраструктуры.
Например, анализ спутниковых данных по освещению в ночное время показывает совпадение карты древнеримских дорог с центрами экономической активности в настоящее время. Там, где проходят дороги в I веке, через 400 лет существенно большие поселения, чем в прочих местах, а через почти 2000 тысячи лет, в 2010-20 гг - заметно выше экономическая активность.
Следует отметить, что подобный эффект хорошо заметен в Западной Европе, но совпадение с древнеримскими дорогами практически отсутствует в Северной Африке, Ближнем Востоке и Азии.
Караванные пути, в том числе знаменитый Шелковый путь, прокладывают собственные трассы. Ученые связывают это со сменой гужевого транспорта на вьючных животных, в первую очередь - верблюдов.
Очевидно, римские дороги обеспечивали обмен ресурсам и культурное взаимодействие, способствовали возникновению городов с регулярными ярмарками и развитым ремесленничеством, что в свою очередь привело к устойчивому долгосрочному развитию регионов. Древнеримские дороги были построены с учетом оптимальных маршрутов, ландшафтных и инженерных решений, которые до сих пор актуальны.