Найти тему
CFOblog | Денис Дубовцев

Древнеримские дороги - основа логистики современной Европы

Пейтингерова скрижаль дала уникальную информацию о дорогах Римской империи в I веке н.э.
Пейтингерова скрижаль дала уникальную информацию о дорогах Римской империи в I веке н.э.

Римская империя оставила значительное наследие для современной европейской цивилизации. Помимо истории и культуры - обширную сеть дорог, которые связали города и провинции Европы, Северной Африки, Ближнего Востока.

Очевидно, что сеть дорог играла важную роль в военной, экономической и административной жизни Древнего Рима. Удивительно то, что многие современные дороги и логистические маршруты в Европе до сих пор следуют по трассам древних римских дорог.

Римская дорожная сеть была одной из самых развитых в древнем мире. По оценкам, общая длина римских дорог составляла около 400,000 километров, из которых 80,000 километров были мощеными дорогами. Эти дороги соединяли Рим с самыми отдаленными уголками империи, обеспечивая быстрый и эффективный транспорт людей, товаров и военных сил.

Сеть древнеримских дорог в момент наивысшего развития Римской империи
Сеть древнеримских дорог в момент наивысшего развития Римской империи

Про актуальную для того времени сеть дорог есть данные в уникальном источнике - карте, названной “Пейтингерова скрижаль” (Tabula Peutingeriana), оригинал которой, как считают исследователи, был создан в I веке нашей эры. В конце XV века она была обнаружена немецким ученым и поэтом Конрадом Цельтисом, далее завещана им Конраду Пейтингеру, по имени которого документ и стал известен.

Фрагмент Пейтингеровой скрижали (по ссылке в тексте можно самостоятельно изучить документ)
Фрагмент Пейтингеровой скрижали (по ссылке в тексте можно самостоятельно изучить документ)

С 1736 года скрижаль хранится в Австрийской национальной библиотеке в Хофбурге (Вена). На основе Пейтингеровой скрижали в 2011 году голландский ученый Рене Волбург создал планировщик маршрутов по Римской империи.

Планировщик маршрутов на базе данных из Пейтингеровой скрижали
Планировщик маршрутов на базе данных из Пейтингеровой скрижали

Анализ Пейтингеровой скрижали и других исторических документов показал, что многие современные европейские дороги совпадают с древними. Ряд современных магистралей проходят по тем же маршрутам, что и древние римские дороги, например:

  • Via Appia (Италия) - одна из первых и самых важных римских дорог, соединяющая Рим с Брундизиумом. Современная автомагистраль SS7 идет по тому же маршруту.
  • Watling Street (Великобритания) - древняя кельтская, а потом римская дорога, связывающая Лондон с Уэльсом. Сегодня на этом маршруте проходит часть автомагистрали А2 и А5.
Древняя кельтская дорога, позже древнеримская - по ней сейчас проходит маршрут из Лондона в Уэльс
Древняя кельтская дорога, позже древнеримская - по ней сейчас проходит маршрут из Лондона в Уэльс

  • Via Domitia (Франция) - первая римская дорога в Галлии, соединяющая Италию с Испанией. Современная автомагистраль A9 следует этому пути.

Римские дороги не только сохранили свое значение в транспортной сети, но и оказали влияние на экономическое развитие. Регионы, через которые проходили римские дороги, веками демонстрируют более высокий уровень экономического развития и плотности населения по сравнению с регионами без древнеримской инфраструктуры.

По данным Пейтингеровой скрижали и прочих источников создан атлас I века н.э. Венеция как город еще не существовала.
По данным Пейтингеровой скрижали и прочих источников создан атлас I века н.э. Венеция как город еще не существовала.

Например, анализ спутниковых данных по освещению в ночное время показывает совпадение карты древнеримских дорог с центрами экономической активности в настоящее время. Там, где проходят дороги в I веке, через 400 лет существенно большие поселения, чем в прочих местах, а через почти 2000 тысячи лет, в 2010-20 гг - заметно выше экономическая активность.

Константинополь
Константинополь

Следует отметить, что подобный эффект хорошо заметен в Западной Европе, но совпадение с древнеримскими дорогами практически отсутствует в Северной Африке, Ближнем Востоке и Азии.

Галилея практически времен Понтия Пилата
Галилея практически времен Понтия Пилата

Караванные пути, в том числе знаменитый Шелковый путь, прокладывают собственные трассы. Ученые связывают это со сменой гужевого транспорта на вьючных животных, в первую очередь - верблюдов.

Поселения в Крыму
Поселения в Крыму

Очевидно, римские дороги обеспечивали обмен ресурсам и культурное взаимодействие, способствовали возникновению городов с регулярными ярмарками и развитым ремесленничеством, что в свою очередь привело к устойчивому долгосрочному развитию регионов. Древнеримские дороги были построены с учетом оптимальных маршрутов, ландшафтных и инженерных решений, которые до сих пор актуальны.