Найти тему

Нетрадиционная красота реалистичной живописи художницы Саши Соколовой

Оглавление

При упоминании этого имени, люди неосознанно делятся на два лагеря - одни вспоминают солистку группы Atlantida Project, а другие - художницу.

И вот сегодня мы как раз поговорим именно о художнице.

Итак, приступим.

Фотография Александры Соколовой.
Фотография Александры Соколовой.

Александра Соколова - современная фигуративная художница из Москвы, чьë творчество можно отнести направлению реализма. Сейчас она живёт и работает в Москве и Барселоне, периодически меняя свою дислокацию. (Как минимум, так было до известных всем событий)

На профессиональное становление Саши повлиял родной дедушка - Юрий Опарин. Он учил её рисовать с 4-х лет. Сам он сделал карьеру художника после окончания Великой Отечественной войны, рисуя в стиле советского реализма. Если вам будет интересно почитать о его творчестве, напишите в комментариях.

Сергей Андрияка. Фото: Школа акварели С. Андрияки.
Сергей Андрияка. Фото: Школа акварели С. Андрияки.
"Талантов нет, рисовать могут все" - говорит Сергей Андрияка.

В детстве она обучалась в школе акварели Сергея Андрияки, а после поступила и закончила художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени Герасимова. Ещё она окончила магистратуру художественного факультета ВГИК, а также курсы по технике горячей эмали.

Александра Соколова. Паб в Барселоне.
Александра Соколова. Паб в Барселоне.
«Живопись позволяет мне работать с подсознанием зрителя, оперируя образами из жизни, но конструируя с их помощью свою собственную уникальную эстетическую реальность» - говорит Саша в своëм заявлении.

Вдохновение Александра черпает из жизни, особенно наблюдая за сильными и яркими нашими современниками, которые частично или полностью являются отражением нашего времени.

Александра Соколова. Petanque.
Александра Соколова. Petanque.

В своей живописи Александра исследует взаимодействия природы и человека: человек - часть природы, но часто отдалён от неё из-за технического прогресса.

Александра Соколова. Quince. Oil on canvas, 110 x 80
Александра Соколова. Quince. Oil on canvas, 110 x 80

Еë также вдохновляет эстетика женского тела, близость и синхронность женщины с природой. Часто я использую автопортрет для своих исследований в этом направлении.

Отдельный жанр работ Александры – картины о ее путешествиях, в которых она стремится отразить свой опыт передвижения по миру. Обычно люди прикладывают фотографии, но Саша избрала другой путь - запечатать момент не на фото, а на картине.

Александра Соколова. Meeting.
Александра Соколова. Meeting.

Основные инструменты, которые использует Александра — игра света и тени, с помощью которых она передаёт настроение. Деталям она уделяет особое внимание, чтобы зрители её картин могли глубже погрузиться в атмосферу и раскрыть смыслы, заложенные в композиции.

Александра Соколова работает только в традиционных техниках масляной живописи, периодически чередую в одной картине импасто и лессировки, чтобы передать глубину цвета, фактуру и проработать объемы.

Александра Соколова. Splash 15. 100 x 70, Oil on canvas
Александра Соколова. Splash 15. 100 x 70, Oil on canvas
Небольшая пометочка для тех, кто только начинает разбираться в живописи:
Импасто - технический приём плотного покрытия.
Лессировка - это полупрозрачные слои краски, которые накладываются друг на друга.
Для примера обратите своё внимание на картину выше. Тело девушки написано с помощью лессировки. А её купальник и фон - импасто. Правда эта картина не до конца раскрывает возможности импасто, но в последующих выпусках постараюсь обратить внимание на это.

Александра участвовала во многих групповых выставках в России и за рубежом. А в 2017 году она дебютировала персональными выставками в России, Польше и в Германии.

Александра Соколова. The Last Portrait. Oil on canvas, 80 x 110
Александра Соколова. The Last Portrait. Oil on canvas, 80 x 110

Александра стала финалисткой конкурса BP Portrait Award. Для участия она нарисовала портрет своего родного дедушки, который вы видите выше.

Еë работы находятся в многих частных и музейных коллекциях: от России до США. Перечислять страны можно бесконечно долго.

Также она была одним из 125 художников, приложившим руку к созданию написанного полностью масляными красками полнометражного фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент». Кто не смотрел, думаю, что пора это исправить. Фильм потрясающий.

Почему я показала вам так мало работ? Я хочу показать и описать отдельные её серии. Они потрясающие.

Серия "Splash!"

Яркие, солнечные работы Саши воплощают в себе фантазии-воспоминания об идеальном лете: жарком, насыщенным, пронизанном наслаждением жизнью и свободой.

Саша обращается к своим детским воспоминанием о маленьком бассейне на подмосковной даче, который объединял всех членов семьи. В её интерпретации бассейн - это место силы и единения, главный символ которого брызги.

В этой серии автору было интересно объединить абстракцию и реалистическую манеру, усвоенную с уроками дедушки.

Серию этих картин Саша Соколова представила на персональной одноимённой выставке "Splash!" в Artis Gallery в Центре современного искусства Винзавод в Москве.

Серия "Life Still"

Серия "Life Still" — это симбиоз женской наготы и растений. Ее название буквально можно перевести как «живой еще» — это игра слов, переставленные местами части английского "still life" (натюрморт).

Для художницы нагота и сложные ракурсы — экзамен по изображению анатомии как женщин, так и растений. Моделью здесь выступает сама художница. При этом цветы остаются в главной роли, а человек выступает лишь фоном. Он, с одной стороны, любуется растениями, а с другой, уже лишил их жизни.

Серия "Sun Gods"

"Я считаю, что красота важна. Но это не всегда классическая красота или популярная красота. И, в конце концов, в работах есть некая энергетика, которую, надеюсь, зритель и увидит, и почувствует." - говорит в одном из интервью Саша.

«Боги Солнца» - серия о русских людей на пляже, наслаждающихся последними солнечными днями перед бурей. Здесь Саша использует высокий контраст между их телами, освещенными вечерним солнцем, и темно-синим небом. Эта серия реалистична, но фигуры выглядят большими, напоминая о богах, поскольку Саша намеренно опускала горизонт. Она любит формы тела реальных людей, а не моделей с обложек. И подобные ритуалы поклонения солнцу, отчаянно пытаясь поймать последние лучи солнца.

Серия "364 дня"

Вот мы и подошли к той серии, которую я больше всего хотела вам показать, но, скажем так, оставила её "на сладенькое".

На самом деле я не смогла найти все работы этого проекта, но постаралась отыскать как можно больше.

"Особенно я горжусь серией «364 дня». Для меня это необычный проект — я лично встречалась с ветеранами, брала у них интервью. Мне хотелось раскрыть личности этих людей. Ведь у нас есть определенный образ ветерана, героя в медалях, который идет по парку Победы, но, по сути, мы ничего не знаем про него. Мне хотелось уделить внимание ветеранам вне одного дня — 9 Мая, пообщаться с ними, узнать, чем они живут, чем занимаются. Портреты, которые я сделала, все это отражают, показывают их повседневную жизнь." - говорит Саша.

Концепция проекта возникла у Саши Соколовой из наблюдений за ее дедушкой  –  ветераном Второй мировой войны, который оказал значительное влияние на становление автора, как живописца, который учил ее рисовать с 4-х лет и всегда стремился предложить конструктивную критику. В свои годы он сделал успешную карьеру художника в Советском Союзе, выполняя самые важные заказы в стиле советского реализма, но сейчас его зрение ухудшилось и он уже не пишет.

Вот некоторые из работ, которые я смогла найти для вас.

Выставка состояла из серии портретов участников войны и черно-белых картин-воспоминаний. Всего в проекте приняли участие 9 ветеранов.

Уважаемые подписчики, пожалуйста, если у Вас есть ещё какие-нибудь работы Саши Соколовой из проекта "364 дня" - пришлите их в комментарии. Мы с мужем облазили все чертоги интернета, но так и не нашли больше, чем я приложила. Может быть, у Вас получится что-нибудь найти.

Всем большое спасибо за внимание!