Уговорить двухлетку что-то сделать — задача со звёздочкой. В возрасте двух-трёх лет дети активно развивают свою независимость и часто упрямятся. И я вовсю учусь подбирать правильные подходы, чтобы облегчить себе задачу :)
Использую игру
Просто превращаю выполнение задачи в игру. Например, мне нужно, чтобы Тим убрал игрушки. Предлагаю сделать это вместе на скорость. Игра делает процесс более увлекательным и снижает сопротивление.
Предоставляю выбор
Мне кажется, это помогает ребёнку чувствовать себя более независимым. Например, когда хочу, чтобы малыш побыстрее оделся, спрашиваю: «Ты хочешь надеть синюю кофту или красную?» Предлагая выбор, я как бы вовлекаю малыша в процесс и одновременно добиваюсь своей цели.
Объясняю последствия
Маленькие дети ещё не всегда понимают причинно-следственные связи, а простые объяснения как раз помогут в этом быстрее разобраться.
Например, если Тим не хочет мыть руки, говорю что-то в этом духе: «Если ты помоешь руки, они станут чистыми, и ты не заболеешь». Понятно, что на самом деле это объяснение не совсем корректно, но для его возраста, думаю, ок.
Стараюсь быть терпеливой и спокойной
Ну тут всё просто — если реагировать на протесты ребёнка с чувством раздражения, обычно это только усугубляет ситуацию. Но непросто, конечно, не реагировать :)
Стараюсь использовать позитивные утверждения
Говорю с ребёнком в позитивном ключе. Например, вместо «не бегай по комнате» говорю «давай ходить медленно». Думаю, позитивная формулировка помогает направить внимание ребенка в нужную сторону и уменьшает его сопротивление.
Подаю пример
Дети учатся, наблюдая за взрослыми, поэтому я часто просто показываю, как что-то делаю сама. Например, на днях мы с Тимохой вместе делали уборку: собирали игрушки, малыш помогал двигать по квартире пылесос, подавал сменные насадки.
Использую волшебные слова
Нет, это не «пожалуйста», а скорее способы выкрутиться из ситуации :)
Например, как-то я уговаривала Тимоху надеть определённую кофту. Ему она почему-то не нравилась настолько, что он её даже мерить не хотел. Это обычная толстовка на молнии с капюшоном. Нарисованы на ней волны и вот один раз я ему рассказала, что это волны, на которые он так любит смотреть в Тарусе на Оке. С тех пор это любимая кофта :)
Или говорю что-то вроде: «Если ты сейчас сделаешь быстро сделаешь это дело, у нас будет время, чтобы поиграть». Это создаёт ожидание чего-то приятного после выполнения задачи.
На самом деле, уговаривать двух-трёхлетку — задача сложная, но вполне осуществимая, хоть и не всегда :) Но, как говорит мой друг, в таких случаях главное — не нервничать :)